Нижняя палата Парламента РК готовит новый законопроект, который после принятия должен помочь навести порядок в энергетике и устранить «серые» схемы в отрасли. Подробно о проекте закона «О теплоэнергетике» в интервью корреспонденту агентства Kazinform рассказал председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Едил Жанбыршин.
— Расскажите, с какой целью был разработан законопроект «О теплоэнергетике»? Какие основные вопросы он должен решать?
— На сегодня отсутствует отдельный отраслевой закон «О теплоэнергетике». Многие вопросы в этой сфере не были отрегулированы. Думаю, это во многом стало причиной возникновения множества проблем в данной отрасли. Среди них, в том числе отсутствие стратегических целей и планов развития, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, неэффективность предприятий и так далее.
Основные нормы нового законопроекта направлены на:
- перераспределение компетенций и ответственности за политику в области теплоэнергетики. За Министерством энергетики будет закреплена функция транспортировки тепловой энергии, которую в настоящее время осуществляет Министерство промышлености и строительства. В свою очередь, Министерство промышлености и строительства будет ответственным за системы теплоснабжения, в части внутридомового потребления тепловой энергии, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству;
- пересмотр контрольных функций по тепловой части. В законопроекте предусмотрены нормы, согласно которым контрольные функции по тепловым сетям (в рамках систем централизованного теплоснабжения общего пользования) переходят от МИО в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля;
- внедрение нового инструмента по планированию развития теплоэнергетики, который призван обеспечить плановое поступательное развитие теплоэнергетики, взаимоувязанное с планами и программами развития территорий, строительства жилья, динамики численности населения, развития промышленности и другими факторами;
- мониторинг за всей отраслью. Введение данного инструмента позволит более четко понимать текущее состояние и качественно прогнозировать дальнейшее развитие сектора;
- определение принципов тарифообразования. Устанавливаются принципы тарифного регулирования и критерии, которым должны соответствовать регулируемые тарифы на тепловую энергию, а именно совершенствование тарифной методологии, обеспечение экономически обоснованного тарифа, возможность привлечения инвестиций. Предусмотрен механизм осуществления прямой бюджетной поддержки уязвимых потребителей;
- определение структуры теплоэнергетической отрасли страны, т. е. закрепляются права и обязанности субъектов теплоснабжения и теплопотребления;
- разработчиками предлагается, что в период чрезвычайных ситуаций управление системами теплоснабжения будет переходить к единой теплоэнергетической компании, созданной специально для данных ситуаций. Однако, пока не понятно, что это будет за компания, кто ею будет руководить и как она будет функционировать. В настоящее время депутатами предложены свои поправки по данной норме, и они находятся на стадии обсуждения с госорганами и экспертами.
— Одной из причин увеличения количества и масштабов технологических нарушений в сфере энергетики за последние годы является отсутствие государственного контроля в данной сфере. В этой связи какие меры по усилению государственного контроля в сфере электроэнергетики содержит законопроект?
— Как было упомянуто выше, сфера государственного контроля действительно требует пересмотра существующих подходов. С принятием Предпринимательского кодекса подходы к осуществлению государственного контроля унифицированы во всех сферах без исключения. При этом, специфика и значимость электроэнергетической отрасли требует особого подхода. В этой связи, разработчиком было предложено исключить порядок проведения контроля (проверок) электрических станций и АО «КЕГОК» из Предпринимательского кодекса.
Поясню, в действующем Предпринимательском кодексе проверка с выездом на место осуществляется только в исключительном случае. Приоритет делается на добропорядочность объекта проверки, работает так называемая система рисков. То есть в контролирующие структуры компании предоставляют все справки, отчеты, где раскрываются, какие работы были ими проведены. Но практика показала, что определенные ТЭЦ или владельцы сетей порой предоставляют недостоверные данные и это приводит к тяжелым авариям, которые напрямую отражаются на жизни людей.
Поэтому депутаты предлагают, чтобы у контролирующих структур в сфере теплоэнергетики были более широкие полномочия, в том числе и для проведения проверок с выездом на место.
При этом, депутатами инициированы и приняты поправки по расширению перечня субъектов для исключения из Предпринимательского Кодекса с включением в него организаций, обслуживающих тепловые источники, электрические и тепловые сети.
— В этой связи хотел бы уточнить. Отдельные компании будут освобождены от проверок или, наоборот, по новому закону будет сокращаться список освобожденных от проверок компаний?
— Согласно Предпринимательскому кодексу, раньше для проверки энергокомпаний требовалось согласие прокуратуры. Депутаты добавили поправку о том, что профилактические и плановые проверки энергокомпаний должны проводиться по специальному графику, без согласования с прокуратурой. А если по результатам этих проверок будет выявлена ситуация, угрожающая жизни и здоровью людей, окружающей среде, интересам физических и юридических лиц, то внеплановая проверка также будет проведена без согласия прокуратуры.
— Эксперты отмечают, что политика защиты бизнеса в сфере энергетики привела к нынешней сложной ситуации. Будет ли ужесточаться наказание в отношении нарушителей законодательства? Чтобы не повторилось такой ситуации, как в городах Риддер, Экибастуз, наверное, необходимо ужесточить вопрос ответственности?
— Насколько мне известно, виновники чрезвычайных ситуаций понесли наказание за непроявление верности своим обязанностям. А законом не предусмотрено наказание акционеров за состояние оборудования акционерного общества под управлением определенных уполномоченных лиц. Законопроекты предусматривают усиление функций государственного контроля в сфере электро- и теплоснабжения, в том числе внесение новых статей в Кодекс об административных правонарушениях.
— Почему изменения предлагаются только в КоАП? Не считаете ли вы, что виновные в аварии в системе отопления должны быть привлечены к уголовной ответственности?
— В практике общего законодательства рассматривается в первую очередь административная ответственность. Уголовная ответственность может быть предусмотрена только в том случае, если она необходима в процессе осуществления правоприменения.
— Основной новеллой законопроекта о теплоэнергетике являлось внедрение мастер-плана развития теплоэнергетики. Что из себя представляет данный документ? Для чего он нужен? И как коррелируется с текущим законодательством в сфере градостроительства?
— Мастер-план развития теплоэнергетики, представленный разработчиком, — это документ, разрабатываемый местными исполнительными органами и направленный на обеспечение качественного планирования развития систем теплоснабжения не только по технической части, но и по экономической. Предлагается, что мастер-план будет разрабатываться акиматами, а утверждаться маслихатами. Он будет легко доступен для населения через официальные интернет-ресурсы. То есть теперь не получится построить дом или какой-нибудь социальный объект, который потом не будет подключен к теплу из-за недостатка мощностей. Любое строительство будет сопоставляться с имеющимся мастер-планом. Это позволит заранее прогнозировать потребность в тепле.
Учитывая, что на сегодня не во всех городах имеются разработанные схемы теплоснабжения и отсутствует законодательное требование по разработке таковых схем, мастер-планы, по мнению разработчика, позволят исправить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Вместе с тем, разработчиком не обеспечена связка мастер-плана с действующим законодательством в сфере градостроительства и документами системы государственного планирования.
Концептуально депутатами идея о необходимости комплексного подхода при планировании развития систем теплоснабжения поддерживается, но для обеспечения необходимой связки с генеральными планами предложены поправки по переименованию данного документа в схему развития теплоснабжения. Данные поправки членами рабочей группы поддержаны.
— Как показала практика, политика по защите бизнеса в энергетическом секторе привела нас к крупным технологическим нарушениям в сфере энергетики. Отсутствие ответственности допустивших данные нарушения субъектов также является следствием данной политики. В этой связи, поделитесь Вашим мнением о необходимости усиления ответственности собственников, акционеров за исправное функционирование объектов жизнеобеспечения для недопущения повторения печальных событий, произошедших в городах Экибастуз, Риддер и иных моногородах, а также расскажите какие нормы предусматривают законопроекты в части ужесточения ответственности вышеупомянутых лиц?
— Необходимо отметить, что лица, виновные в произошедших авариях, насколько мне известно, понесли свое наказание за недобросовестное отношение к своим обязанностям. При этом привлечение к ответственности акционеров акционерного общества за ненадлежащее состояние оборудования, находящегося под управлением определенных уполномоченных лиц, не предусмотрена законодательством.
Вместе с тем, как было упомянуто выше, законопроекты предполагают усиление функций по государственному контролю в сферах электро- и теплоснабжения, в том числе путем внедрения новых статей в Кодекс об административных нарушениях.
То есть депутаты предлагают ввести штрафы за ненадлежащую подготовку объектов, сетей к приему и передаче тепла. Предлагаемым законопроектом мы предлагаем ввести ответственность конкретных игроков на всех этапах — от момента производства тепла, его доставки по сетям до пользователя и распределения внутри, к примеру, домов.
Контролирующие структуры будут заранее получать паспорта объектов и видеть, где нарушена подготовка к отопительному сезону. Будут выноситься соответствующие предписания для своевременного урегулирования всех вопросов.
— Основные нормы сопутствующего законопроекта были направлены на введение Единого закупщика электроэнергии и балансирующего рынка электроэнергии. При этом данные механизмы уже введены в действие и работают с 1 июля прошлого года. Однако в экспертном сообществе высказывается определенная критика по работе Единого закупщика и недоработке отдельных моментов. Депутатами предлагаются какие-нибудь решения по данной проблеме?
— Да, как мы видим Единый закупщик работает, балансирующий рынок также запущен. Это помогло нам ввести единый тариф по категориям (физлица, юрлица, бюджетники) по всему Казахстану на электроэнергию и урегулировать плановые закупки импортируемой электроэнергии, что позволило снизить ее закупочную цену.
Но так как это новый механизм, то, естественно, что на практике выявляются небольшие недочеты. Это приоритетность закупа электрической энергии, нескординированность с действующим законодательством о госзакупках, с определенными предложениями обращаются энергетические компании и эксперты. Все они рассматриваются на рабочей группе и ко второму чтению совместно с энергетическим сообществом и государственными органами предложения будут доработаны и включены в законопроект.
— На прошлом пленарном заседании Вами был озвучен депутатский запрос на имя Премьер-министра о ликвидации энергоснабжающих организаций. Есть данные нормы в сопутствующем законопроекте?
— Данные нормы были разработаны и предложены депутатами Мажилиса. На сегодняшний день они приняты в рамках рассмотрения сопутствующего законопроекта. Данными поправками мы исполняем предвыборную программу партии «АMANAT» по ликвидации лишних посредников на всех уровнях.
Более 20 лет назад, прикрываясь идеями либерализации и введения конкуренции, на розничном рынке электрической энергии появились энергоснабжающие организации (ЭСО). Это компания или частный предприниматель, осуществляющий оптовую закупку и сбыт электрической энергии потребителям. Иными словами, это посредники, выполняющие дистрибьютерские функции. На сегодня, как мы уже говорили, введен механизм Единого закупщика электроэнергии, и вся необходимость в создании ценовой конкуренции на данном рынке отпала. Депутаты приняли норму о ликвидации посредников, а Правительству после вступления в силу рассматриваемого законопроекта необходимо разработать нормативно-правовые акты по ее реализации. Сейчас этот вопрос проходит финальное обсуждение, просчитываются все риски.
В случае ликвидации ЭСО, тарифы для пользователей будут формироваться более прозрачно и справедливо.
— Кого конкретно Вы называете компаниями-посредниками? Приведите конкретные примеры. К примеру, в вашем родном Мангистау какие посредники мешают работе?
— Я имею в виду под компаниями-посредниками энергоснабжающие организации. В настоящее время на рынке действуют два типа этих организаций: регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые организации оказывают услуги жителям, юридическим лицам и бюджетным организациям, их операционные расходы учитываются государством, а средняя цена тарифа на поставку фиксируется на уровне 1 тенге за 1 кВт-час.
А нерегулируемые организации устанавливают свои тарифы.
По данным национального оператора «KEGOC», 18% электроэнергии, отправляемой потребителям страны, реализуется через сотни организаций, тарифы которых не регулируются. Поэтому миллиарды средств проходят через посредников.
По нашей оценке, каждый посредник получает чистую прибыль не менее 1 млрд тенге в год. Годовой чистый доход более 120 нерегулируемых организаций составляет не менее 150 миллиардов тенге. Это пока приблизительные цифры, точно никто не знает. Ведь они ни перед кем не отчитываются, зарабатывают миллиарды тенге только через посреднические услуги, имея всего несколько сотрудников в конторе. Хуже того, у этих организаций нет на балансе ни одного метра линии электропередачи, ни даже электрического столба или трансформатора. Например, в некоторых регионах чистая прибыль в тарифах посредников достигала 25 тенге за 1 кВтч. К примеру, тариф на производимую электроэнергии на Экибастузской 1-й электростанции, крупнейшей в Казахстане, составляет 8 тенге за 1 кВтч. Посредники зарабатывают как минимум в три раза больше, ничего не производя.
Печально то, что ни копейки из этой чистой прибыли не было инвестировано в энергетический сектор. Ни одного счетчика не установили. Их деятельность направлена только на то, чтобы набить карманы и получить прибыль.
Есть информация, что в настоящее время в Мангистау действуют одна регулируемая «Мангистау Жарык» и 9 нерегулируемых энергоснабжающих организаций, таких как «Темиржолэнерго», «АВ Энерго», «АктауЭнергоСбыт», «МангистауЭнергоСервис». С 1 февраля по решению Правительства приостановлено действие лицензий посредников, тарифы которых не регулируются.
— Новое законодательство сможет полностью решить этот вопрос?
— Как я говорил, будет введен механизм Единого покупателя электроэнергии, и вся необходимость создавать ценовую конкуренцию на этом рынке будет устранена. Депутаты приняли норму об устранении посредников, и Правительству необходимо разработать соответствующие нормативные правовые акты для ее реализации после вступления в силу рассматриваемого законопроекта.