Метан – один из опаснейших парниковых газов. Он примерно в 23 раза эффективнее удерживает тепло в атмосфере Земли, чем CO2. Поэтому в рамках борьбы с изменением климата метан является одной из важных мишеней. Казахстан не остался в стороне. Мы присоединились к Глобальному обязательству по метану. Обязательство предполагает коллегиальное сокращение выбросов метана на 30% к 2030 году от уровня 2020 года.
Но, конкретных действий мы не видим. Главный мировой источник выбросов метана – нефтегазовый сектор. Казахстан, как нефтяная страна, естественно, выбрасывает много. Но, при этом, не принимается практически никаких мер к нефтяным компаниям, чтобы они реально сокращали выбросы. Сейчас у нас выбросы метана оплачиваются по ставке всего 0,02 МРП за одну тонну (изначально вообще 0,01, удвоение за счет решения маслихатов). Это – всего 73,8 тенге.
Общие выбросы метана у нас в стране составляют около 42 млн. тонн в СО2-эквиваленте, и метан даже не присутствует в распределении углеродных квот.
Если нефтяники платят за метан всего 73,8 тенге за тонну, какой им смысл вкладываться в дорогостоящие системы снижения выбросов? Им легче просто заплатить эти 73 тенге. Доходит до того, что «Тенгизшевройл» хранит нефть в негерметичных резервуарах (на фото), откуда метан и другие загрязняющиеся вещества беспрепятственно улетучиваются в атмосферный воздух.
Теперь мы слышим, что Казахстанская делегация во главе с вице-министром экологии Ж.Алиевым участвует на Глобальном форуме по метану-2024, который проходит 18-21 марта в Женеве.
У нас вопрос, с чем они поехали в Женеву? О каких успехах они будут там говорить? Хотелось бы узнать, есть ли у Казахстана реальный план по снижению выбросов? У нас вошло в традицию делать заявления на международных площадках о наших местных делах.
Но обо всем этом желательно было бы сообщить сперва в Казахстане. Народ Казахстана, налогоплательщик, вполне вправе знать, зачем и с чем чиновники ездят по заграницам.