В Казахстане количество суицидов среди лиц младше 16 лет по-прежнему остается на высоком уровне, и наша страна стоит перед глобальной проблемой. Информация о случаях детских и подростковых суицидов зачастую является неполной и неоднозначной. Многие инциденты скрываются или замалчиваются по разным причинам.
Так в чем же проблема? Неправильное воспитание, буллинг или влияние соцсетей? Эти вопросы мы задали психологу, семейному консультанту, коуч-тренеру школы детской безопасности Senim Марал ИБРАГИМ. Как отмечает эксперт, стабильно высокий уровень суицидов в стране — результат влияния нескольких факторов.
— Какие методы оценки суицидального риска используются в вашей практике при работе с детьми и подростками?
— В своей работе мы используем стандартизированные формализованные и малоформализованые методы диагностики, такие как наблюдение, беседы, тесты, опросники. В учебных заведениях в первую очередь наблюдаем за детьми — в коридорах, в столовой, на лестничной площадке. Смотрим, кто с кем общается, нет ли детей, которые остаются изолированными, кто из ребят собирается в группы и что это за группы. Общаемся с педагогами, родителями. Наблюдения помогают нам увидеть изменения в поведении ребенка, его настроении. По результатам беседуем с детьми. Далее проводим тестирование среди обучающихся. Я использую их как дополнительный инструмент. Проанализировав ответы теста, приглашаю ребенка к себе и провожу с ним беседу. Как правило, именно во время разговора и становится понятно, есть ли риск суицидального поведения. Дети хотят, чтобы взрослые их услышали, узнали, что они задумываются о суициде. Но по разным причинам не решаются сами подойти и рассказать. Когда же мы обращаем на них внимание и разговариваем с ними откровенно, дети делятся своими переживаниями.
Признаки суицида
Прежде чем совершить суицид, дети, как правило, подают об этом сигналы, и важно не пропустить их. Марал Ибрагим советует обратить внимание на:
резкие изменения в характере. Ребенок может стать грустным, необщительным либо малообщительным. стремится чаще оставаться в одиночестве, Либо наоборот становится излишне веселым, общительным, может наладить контакты с родственниками, с которыми давно не разговаривал. А может стать агрессивным, раздражительным. В общем, у ребенка появляются черты, не свойственные ему до сих пор.
слова, которые ребенок говорит. Ребенок с суицидальными намерениями так или иначе будет проговаривать мысли о смерти. Например: все равно мы все умрем, зачем долго жить, никто не заметит, если кто-то вдруг умрет и т.д.
— У меня на практике был случай, когда во время тренингового занятия старшеклассница сказала: «иногда думаю, что было бы хорошо умереть». Меня сразу же зацепили ее слова. Я нашла возможность пригласить ее на прием, где девочка рассказала, что ее часто посещают суицидальные мысли, и она даже четко продумала свои действия, — рассказала специалист.
А как часто мы пропускаем такие слова, думая, что человек, возможно, просто устал?
действия ребенка. Ребенок может резко стать чистоплотным, убрать свою комнату, все вещи, хотя ранее просьбы об уборке вызывали у него протест. Он может раздавать свои вещи. Особенно те, которые ему очень дороги. Либо может стать отстраненным от людей, не проявлять интереса к занятиям, которые ранее ему нравились.
резкое снижение успеваемости ребенка. Ребенок начинает без явных причин пропускать уроки. У него могут резко ухудшиться отношения со сверстниками.
несоблюдение дисциплины, нарушение режима сна и бодрствования. Ребенок может подолгу спать днем, при этом бодрствуя ночью.
самоповреждения. Вдруг появляются царапины на теле, порезы, раны. Обратите внимание, если ребенок постоянно носит одежду с длинными рукавами, даже когда в помещении жарко. Если вы заметили раны на руках, не оставляйте ребенка без внимания. Побеседуйте с ним, будьте настойчивыми, постарайтесь узнать природу ран и причины их появления.
Нужно помнить, что все эти изменения происходят резко, внезапно и продолжаются длительное время.
— Какие стратегии и методы лечения применяются для помощи детям, имеющим суицидальные мысли?
— В таких случаях необходима комплексная терапия, применение комбинированных методов лечения — медикаментов и психологических сеансов. Нередки случаи, когда может понадобиться семейное консультирование. Поэтому необходима помощь как детского психиатра, так и психолога. Нужно понимать, что суицид — это проблемы психического здоровья, которые нельзя решать только сеансами психотерапии.
— Какова роль семьи и окружения в процессе лечения и реабилитации детей, столкнувшихся с суицидальными намерениями?
— Если семья столкнулась с проблемой суицида, родители могут обратиться за помощью в центр психического здоровья в своем городе, к психологу по своему медицинскому участку, в круглосуточный телефон доверия 150. Самое главное, не стыдиться и не бояться, что вашего ребенка поставят на учет. Порядок постановки на учет изменен, и никто не сделает этого из-за консультации.
Семья играет самую важную роль в выздоровлении ребенка. Совершая суицидальные попытки, ребенок показывает, что ему нужна помощь. Самое близкое окружение ребенка — это его семья — первое, в чем нуждается ребенок. Внимание родителей, теплые и близкие с ними отношения нельзя заменить ничем. Поэтому каждому члену семьи стоит понимать, что он может повлиять на самочувствие своего ближнего. Когда есть поддержка семьи, ребенок может справиться с любыми возникающими трудностями.
— Какие профилактические меры можно предпринять для снижения риска суицидального поведения среди детей и подростков?
— Было бы хорошо, если бы у нас появилась практика обучения родителей. Большинство проблем возникает именно из-за незнания важных элементов воспитания ребенка. Необходимы обучающие курсы для мам и пап детей разных возрастов, начиная от садика до старших классов школы, где родители узнавали бы особенности развития ребенка, кризисы возраста, способы общения и многое другое, что помогло бы им вырастить счастливых детей. Например, в нашей столице открылась школа детской безопасности Senim, в которой проводят тренинги одновременно с детьми, родителями и педагогами. Это уникальный опыт, так как именно комплексный подход помогает нам избежать дальнейших возможных проблем. Родители получают необходимые знания по воспитанию детей, дети получают необходимое понимание ценности своей жизни, а педагоги — возможность одновременного взаимодействия с родителями и детьми. Будет очень хорошо, если такая практика расширится и будет проводиться по всей стране.
— Какие трудности или вызовы могут возникнуть при работе с детьми, столкнувшимися с суицидальными проблемами, и как вы их преодолеваете?
— Работая с детьми с суицидальными намерениями, мы действительно сталкиваемся с проблемами. Закон запрещает психологу ставить диагноз и назначать лечение. Это делает врач — психиатр. Трудность заключается в том, что, когда психолог учебного заведения сталкивается с проблемой детского суицида, он не может направить ребенка к психиатру. Направление выдавать мы не можем. Мне в таких случаях приходится разъяснять вначале ребенку, потом родителям необходимость консультации детского психиатра. Не все родители воспринимают такое адекватно. Бывали случаи, когда родители обвиняли меня, что я хочу их ребенка «упечь в психушку». Понимаете, такое положение дел усугубляет проблему ребенка. Приходится выходить из положения тем, что я прошу родителей обратиться хотя бы к невропатологу. Но такие случаи не относятся к компетенции невропатологов. И тогда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок ходит по разным врачам, но к самому важному в данном случае специалисту не попадает. Пожалуй, это самая большая сложность в моей работе.
Что обязательно нужно сказать детям и подросткам о суициде и ментальном здоровье?
Чувствовать себя плохо, грустить, тревожиться — не стыдно. Если тебе нужна помощь, ты всегда сможешь получить ее от меня.
Если ты не готов говорить о своих ощущениях сейчас, мы вернемся к этому позже.
Если у тебя возникает мысль «я хочу умереть», расскажи мне об этом, а я обязательно тебя выслушаю и не буду ругать.
Если ты не готов рассказать об этом мне, поделись с тем, с кем тебе комфортно говорить на эту тему. Ты всегда можешь рассказать о своих переживаниях, например, школьному психологу или кому-то из близких.
— Можете ли вы поделиться примерами случаев из вашей практики, где успешные стратегии помогли детям преодолеть суицидальные мысли?
— Да, у меня была практика работы с подростками и молодежью. Среди них были и такие, кто уже совершал попытки суицида. Бывали случаи, когда мне удавалось раскрыть суицидента с помощью тестов. Иногда подростки сами подходили и рассказывали о том, что их мучает. Был случай, когда ко мне пришла девушка и рассказала, что она совершила несколько попыток суицида. Об этом не знал никто. Родители даже не догадывались, что у их дочери есть проблемы. Ко мне ее привел страх, что однажды ее попытки будут доведены до конца. Работа с ней была долгой. Очень хорошо отреагировали родители девушки, не препятствовали обращению дочери к психиатру. Было назначено комбинированное лечение: у психиатра она проходила медикаментозное лечение, у меня — сеансы психотерапии. В итоге девушка поступила в вуз, закончила его с отличием. Занимается любимым делом. Через несколько лет она связалась со мной и поделилась своими успехами.
Таких историй несколько. Я рада, что все, кто обращался ко мне с проблемой суицида, сейчас живут полной жизнью и больше не возвращались к старому.
Телефон доверия Казахстанцы, ставшие жертвами бытового насилия и буллинга, могут круглосуточно обращаться в единый государственный контакт-центр 111.
— Какие меры и программы планируются для усиления государственной работы по предупреждению детских суицидов и буллинга в Казахстане?
— Меня радует, что сейчас данной проблеме уделяют необходимое внимание. Конечно же, государственные органы проводят мероприятия для усиления мер по профилактике суицида. Мы недавно с коллегами были на встрече с руководством прокуратуры города Астаны, где обсуждали необходимость таких мер. Безопасное детство — это один из ключевых моментов формирования счастливой личности. Недавно также вышел приказ министра науки и высшего образования о создании межведомственной рабочей группы по выработке мер по предотвращению фактов и попыток суицида среди детей и подростков, приказ министра просвещения Республики Казахстан «Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга) ребенка». Думаю, работа в данном направлении будет усиливаться и даст положительные результаты.