В казахском кинематографе наметились новые тенденции, в индустрии наступила эпоха перемен. Сможет ли «Казахфильм» вернуть былую славу? Как обстоят дела с кино для маленьких зрителей? Нужна ли господдержка деятелям киноискусства? На кого из молодых режиссеров стоит обратить внимание? Корреспондент BM.KZ обсудил эти и другие вопросы с известным кинокритиком Каримом Кадырбаевым.
— Карим, начнем, пожалуй, с нынешней ситуации в казахской киноиндустрии. Все хорошо, все плохо или норм? В качестве кинокритика, как бы вы ее оценили и какие наиболее заметные тенденции отметили?
— Наверное, так нельзя ставить вопрос – хорошо или плохо. К сожалению, никто не вырабатывает правила, по которым должно развиваться кино. Скажем так, это игра без правил. Есть определенные тенденции, которые сейчас намечаются, которые уже видны.
В последние года три существует такая печальная тенденция – снимаются очень много курортных комедий про казахов в Камбодже, во Вьетнаме, в Китае и так далее. Не знаю, с чем это связано. Возможно, казахстанские кинематографисты стали больше путешествовать. Иногда такое ощущение, что они едут в отпуск и там заодно снимают кино. Я думаю, что такая тенденция постепенно сойдет на нет, как и тенденция на тойские комедии, которые были популярны еще несколько лет назад.
Из приятных трендов – наконец-то, начали снимать кино для детей и про детей. На самом деле это была большая проблема и пропасть. Кино про детей не снимали. Была одна франшиза «Каникулы off-line» и все. А в этом году уже был достойный римейк советского фильма «Менің атым Қожа 2» (Жаңа Саяхат). Мне очень понравилось. В картине была соблюдена ретро-стилистика. При этом, современная музыка ее оживила, дала нестандартный взгляд на произведение. Также народным хитом стал «Болмаған балалық шақ». Это очень мощная, крепкая работа с элементами фэнтази. Но в то же время не сказка, а достаточно остросоциальная история. И вот сейчас у «Tiger Films» вышел фильм «Байдың баласы» и тоже, насколько я знаю, неплохо собирает кассу. В то же время, фильм поднимает вопросы социального неравенства. Так что, три картины, которые стали заметны в прокате за 2025 год — это уже достаточно неплохо. «Жеті гүл» — еще одна прекрасная картина. Больше не о детях, а об отношениях к женщине в казахской семье, но все-таки ключевая история там вращается вокруг детей.

— В последние годы мы были свидетелями перманентного противостояния «Казахфильма» и отраслевого министерства. Глава ведомства Аида Балаева неоднократно заявляла о проводимых в киностудии реформах, изменениях принципов финансирования и новых подходах к отбору сценариев. Эти шаги, несомненно, направлены на возрождение «Казахфильма». Как вы считаете, новый менеджмент сможет оздоровить ситуацию?
— Тут ситуация интересная складывается. Мне кажется, новый менеджмент вполне может справиться и вывести студию из кризиса. Они выбрали достаточно интересный путь – не расcчитывать только на государственную поддержку, но и делать какие-то коллаборации. «Казахфильм» снял продолжение «Сказа о розовом зайце» с тем же «Tiger Films». Мне кажется, это достаточно перспективная картина. Так как уже есть бренд, зарекомендовавший себя, с которым «Казахфильм» и вошел в проект. Насколько я понимаю, государственных денег там нет. А финансировался он как раз студией «Tiger Films». Посмотрим, что из этого выйдет.
Сейчас «Казахфильм» начал снимать больше жанровое кино. И это правильно. Все-таки, зачем нужно кино, когда у него нет зрителей. Поэтому разворот в сторону не столько патриотического и идеологического, сколько в сторону зрительского кино — это хорошая тенденция.
— Минкультинформ неоднократно подчеркивал, что приоритет в госфинансировании будет отдаваться картинам с патриотичным «уклоном». Да, это похвально, но мы знаем, что патриотический «лубок», как правило, не находит отклика у зрителя, а значит и бюджетные деньги тратятся впустую. Что делается не так? Что нужно сделать, чтобы кино было и «патриотичным», и – одновременно – собирало залы?
— С патриотическим кино все достаточно печально. При этом, я не могу сказать, что все фильмы плохие. Например, профинансированные государством такие картины как «Время патриотов» достаточно хорошо сняты. А в фильме «Беркут» есть вопросы по сценарию и по монтажу. Но чисто визуально достаточно конкурентоспособное кино.
Большая проблема в том, что если мы говорим про историческое кино, то у нас снимают так, как будто не про живых людей, а про памятники. То есть там главные персонажи абсолютно положительные. Все-таки в кино ходят смотреть на людей. Нужно понимать это. Опять же, тут все вопросы упираются в наше воспитание. То есть у нас всегда все предки великие, никогда не совершали неправильных поступков, были непорочны и так далее. От этой тенденции нужно отходить, показывать людей живыми.
Тем не менее, есть необъяснимые феномены типа «Міржақып. Оян, қазақ». Изначально это была телевизионная картина, которая была перемонтирована для кинотеатрального показа. Фильм собрал внушительную кассу и очень сильно завирусился. Возможно, стоит обратить внимание на этот кейс. А вообще, для патриотического воспитания я привлек бы Рустема Омарова. Он сделал уже несколько остросоциальных проектов. Например, сериалы «Мошенники», «Пленники», «Meow». Эти работы рассказывают об актуальных проблемах и наболевших вопросах в обществе. Сейчас они собираются снимать второй сезон «Мошенников». Это очень важный, остросоциальный, во многом патриотический проект. Также у них выходит сериал «Офсайд» про коррупцию в футболе. Тоже очень важная тема. Так что, я бы обратил внимание государства на таких людей, которые вышли из народа, болеют за свой народ и знают как с ним разговаривать на одном языке.
— Сейчас совместно с Netflix проходят съемки сериала о Жошы хане. Предполагается, что такая коллаборация позволит донести историю нашей страны до зрителей других стран. Ваше мнение на этот счет.
— По поводу Netflix я не знаю, честно говоря. Насколько я понимаю, это не совсем игровой сериал, можно сказать, документально-игровой. А это не очень популярный жанр, скажем так. Возможно, до кого-то эта история дойдет. Я, честно говоря, на нее большую ставку не стал бы делать.
— Сейчас «Казахфильм» проводит конкурсы лучших киносценариев, и они определяются. Вы, как кинокритик, что можете сказать о качестве сценариев лент, которые выходят на широкий экран?
— О сценариях я бы сказал, что у нас качество растет. Но, к сожалению, не теми темпами, которыми хотелось бы. Поэтому сложно сказать. Тем не менее, я жду от «Казахфильма» каких-то прорывных работ. Потому что есть надежда на фильм «Капитан Байтасов», надежда на тот же «Сказ о розовом зайце 2». Поэтому будем ждать.

— А кого из молодых отечественных режиссеров вы бы могли отметить и от кого можно ждать настоящего прорыва?
— Что касается молодых режиссеров, в ассоциации кинокритиков Казахстана мы ежегодно отмечаем дебюты и полнометражные картины. Я сейчас жду вторую полнометражную картину от Айторе Жолдаскали «Ауру». Там что-то бомбическое обещают. Дархан Тулегенов уже около двух лет не может выпустить свою вторую картину «Жаза». Мне кажется, что это тоже будет что-то невероятное. Я посмотрел материал минут на 15. Это действительно то, чего не было в казахстанском кино. Жаннат Алшанова, вот, прошла на кинофестиваль в Локарно с фильмом «Победителей видно на старте». С ней достаточно давно знаком, очень интересно, что у нее получилось. Думаю, она одна из самых талантливых режиссеров в Казахстане.
Новые имена появляются постоянно. Казахстан в этом плане очень перспективен. Сейчас допустим «Salem Entertainment» запускает фильм «ÜREI» молодой девушки-режиссера Еркежан Байжан. Стоит обратить внимание.
— Большой резонанс в культурных кругах вызвала недавняя эмиграция режиссера Ермека Турсунова. Несколько его последних сценариев были забракованы, следовательно, не получили финансирования. Вы знаете, что мнения по поводу его внезапного отъезда диаметрально противоположны: кто-то считает это ощутимым ударом для отечественного кинематографа, а кто-то, наоборот, говорит, что его роль в кино переоценена…
— По поводу Ермека Турсунова я не раз уже высказывал свою точку зрения. Этот человек достаточно деструктивный в плане кинематографа. Можно сказать, что он прародитель большинства скандалов за последние лет десять в этой индустрии. Честно говоря, я рад что он уехал.
— И напоследок не могу не спросить о дубляже мировых блокбастеров на казахский язык. Да, ежегодно пару-тройку фильмов переводятся на казахский – причем за счет самих голливудских киностудий. Одновременно мы наблюдаем тренд, когда казахи хотят смотреть фильмы на родном языке. На ваш взгляд, как будет меняться ситуация в обозримом будущем в плане «языка кино» в Казахстане?
— Ну, насчет «пару-тройку» я не согласен. Здесь на самом деле количество картин, которые дублируются на казахский язык, растет. Народ стал ходить на них больше. Потому что еще лет десять назад, когда тема только начиналась, сеансов было очень мало, и люди не ходили на казахские версии мировых блокбастеров. Сейчас я вижу, что тенденция меняется. Все больше людей говорят на казахском языке. Все больше людей хотят смотреть кино на казахском языке. Так что, думаю, что перспектива у этого направления есть. У нас есть потрясающий специалист в области дубляжа как на русском, так и на казахском языке. Я имею ввиду режиссера дубляжа Шах-Мурата Ордабаева. По-моему, блестящий специалист, желаю ему всяческих успехов в этом направлении.
Беседовал
Темирлан Куспаев,
BM.KZ
