Столичный портной рассказал, как готовил сценические наряды для всемирно известной певицы перед ее концертом в столице Казахстана.
Во время выступления популярной певицы Дженнифер Лопес в Астане команда костюмеров работала без перерыва 15 часов. За это время столичные мастера отреставрировали более 50 сценических костюмов певицы и её танцоров. Среди них был и модельер-конструктор Абдулманап Муратов.
«Клеить не разрешили, всё перешивали вручную»
По словам Абдулманапа, когда его компании предложили присоединиться к команде костюмеров Джей Ло для работы на концерте, он был в восторге. На тот момент до концерта оставался месяц. За неделю до выступления в команду отобрали десять человек, и он оказался в их числе.
«За день до концерта мы привезли на “Астана Арену” своё оборудование и установили его. Организаторы заранее прислали список нужных инструментов, но мы взяли и свои — на всякий случай. Вещи привезли на трёх машинах. На стадионе были специальные комнаты, куда могли заходить только певица с командой и мы. У нас было три уровня допуска: бейдж, наклейка и браслет. С ними можно было попасть куда угодно — и в зал, и за кулисы. Даже у организаторов концерта таких пропусков не было», — рассказывает Абдулманап Муратов.
Модельер также рассказал, как готовились сценические образы мировой звезды. В день концерта казахстанская команда прибыла на стадион к восьми утра. Главный костюмер объяснил, что нужно делать. На каждом костюме была бирка с именем артиста. Сначала костюмы нужно было развесить в порядке выхода, разложить комплектами, просушить намокшие вещи, а затем собрать те, что требовали реставрации.

«Главный костюмер лично распределял, какие костюмы подлежат реставрации. Я не знаю английского, но в команде были ребята, которые владели языком, поэтому мы понимали, что делать. Использовать швейную машину было запрещено — только ручной труд. Все костюмы сшиты вручную, поэтому и ремонтировать их нужно было вручную. Самое сложное было с декором — стразы и пайетки пришивались по одной. Например, на красном костюме все стразы разной формы, и каждую нужно было подобрать точно. Клеить не разрешали: если использовать клей, при чистке спиртовым раствором появлялся бы неприятный запах. Ещё был костюм с чёрными пайетками: когда танцоры двигались близко друг к другу, некоторые пайетки зацеплялись и отрывались. Всё это приходилось восстанавливать вручную», — вспоминает он.
«До нас эти костюмы не реставрировали»
Кроме костюмов, команда занималась и обувью артистов — на подошвы приклеивали специальный нескользящий материал.
«Мы удивились, когда узнали, что до нас их костюмы нигде не реставрировали. Спрашивали, почему. Нам ответили: “Мы бы и рады, но в других странах часто нет хороших портных или есть языковой барьер. А увидев, как вы качественно работаете, решили довериться вам”. Сначала мы думали, что успеем посмотреть концерт, но в итоге всё время сидели за работой», — рассказывает Абдулманап.
По его словам, удавалось выходить посмотреть шоу лишь по 15–20 минут по очереди. На обед отвели всего 20 минут.
«Во время концерта главный костюмер вбежал и сказал: “Быстро сюда!” Прибежали — оказалось, костюм Джей Ло оказался тесноват. За две минуты мы распустили и расширили его. Всего у певицы и её танцоров было более сотни костюмов, мы отреставрировали около 50–60% из них. Были даже наряды, которые на сцене так и не использовали. В основном, у Дженнифер сценические костюмы в формате боди», — делится Муратов.

Фотографировать и снимать видео было строго запрещено. Даже если кто-то делал фото, их разрешалось публиковать только после завершения всех концертов певицы. После шоу команда Дженнифер Лопес поблагодарила казахстанских мастеров за отличную работу.
«Мысли о шитье не отпускали»
31-летний столичный мастер до этого занимался разными видами бизнеса, в том числе открывал ателье. Но, несмотря на собственный салон, сам кроить и шить он не умел — только нанимал мастеров.
«Я мечтал научиться шить. Ателье проработало около года. В тот период мы получили заказ на пошив костюмов для гала-концерта Каракат и Кыдырали. Мы подготовили наряды для певицы и юного исполнителя. Потом началась пандемия, и ателье пришлось закрыть. Если бы я тогда умел шить, думаю, бизнес не закрылся бы. Пробовал заниматься общепитом, но мысли о шитье не отпускали», — вспоминает портной.
Через пару лет он узнал о проекте Joltap — инициативе акимата Астаны по обучению востребованным профессиям. Абдулманап два года участвовал в этой программе: сначала окончил курсы модельера-конструктора, а затем изучил швейное дело.

«До этого я пробовал учиться на разных курсах, но они меня разочаровывали. Когда только начинаешь, появляется много вопросов, а ответов нет. Думал, что и здесь будет так же, ведь обучение было бесплатным. Но всё оказалось на высшем уровне: всё объясняли подробно, давали прочную базу по профессии. После окончания курса устроился в казахстанский бренд DALA BRAND, который шьёт современную национальную одежду. Работаю там уже два с половиной года», — говорит он.
Сейчас Абдулманап мечтает освоить шитьё сумок и уже планирует начать этот бизнес. Также он хочет поехать в Милан, чтобы повысить квалификацию и оставить свой след в мире моды.
Нурай Халык,
BM.KZ
