Шахматистов Казахстана пора записывать в разряд интеллектуального сокровища нации. Они давно приучили болельщиков к победам на международной арене. Очередной триумф Бибасары Асаубаевой на «Большой швейцарке ФИДЕ» на этой неделе не удивил фанатов.
Очевидно, что шахматы в Казахстане стали больше, чем спортом и находятся под пристальным вниманием главы государства. На днях Касым-Жомарт Токаев посетил дом шахмат в Кокшетау, который — на минуточку — организовали в бывшей резиденции президента. А в эти дни в Алматы проходит чемпионат мира по шахматам среди детей.
Все это стало поводом для беседы с первым вице-президентом казахстанской федерации шахмат, международным гроссмейстером, чемпионом Казахстана по шахматам Дарменом Садвакасовым. В беседе с корреспондентом BM.KZ он рассказал, как наши маленькие шахматисты готовятся покорять мир, о потенциале мужской сборной, о внедрении в этом году уроков по шахматах в школах и подготовке шахматных педагогов в вузах.

— В чем заключается феномен успеха казахстанских женских шахмат? Какие предпосылки для этого были?
— По поводу феномена женских шахмат хотелось бы сказать, что наши женские шахматы показывают высочайшую динамику. За последние годы мы достигли очень серьезных успехов. На последней всемирной Олимпиаде в Будапеште наша национальная женская сборная стала второй в мире. За год до этого, на чемпионате мира в Польше мы также были вторыми.
Безусловно, предпосылкой такого успеха стало обновление сборной. У нас очень молодой, очень сильный состав. Определился лидер сборной. Это Бибисара Асаубаева, которая ведет за собой нашу команду. В команде есть конкуренция. Сейчас за попадание в национальную женскую сборную претендуют порядка 10 спортсменок. При этом попасть в сборную смогут лишь пятеро. Все они являются девушками с регалиями, постоянно тренируются, прогрессируют. В этом смысле мне нравится атмосфера в сборной. Все идут вперед и уверены, что наша женская сборная будет одной из лучших в мире. При этом наша команда самая молодая.
— Правда ли, что Жансая Абдумалик завершила карьеру? Чем она сейчас занимается?
— Она карьеру официально не завершила, насколько мы понимаем. Потому что такого объявления не было. Мы знаем, что Жансая является молодой мамой. Пользуясь случаем, поздравляем ее. Мы все очень радуемся за нее. Я уверен, что Жансая как любой человек, отдавший многие годы шахматам, может вернуться. Шахматы безусловно зовут, они в сердце. Поэтому я не удивлюсь, если Жансая появится за шахматной доской уже в скором будущем. Понятно, что прежде всего нужно набрать форму. Нужно какое-то время уделить подготовке, тренировкам после такой паузы. Но учитывая талант Жансаи, все возможно. Поэтому, надеемся, что она вернется.

— Когда ждать таких же результатов от парней? Как известно, КФШ проводит большую селекционную деятельность, работает с мальчиками в возрасте от 10 лет. Какие успехи в этом направлении? Есть ли среди юношей потенциальные звезды?
— Если говорить о мужских шахматах, то здесь у нас есть очень много различных задач. Прежде всего, мы говорим о том, чтобы мужские шахматы стали по-настоящему конкурентоспособными в мире. Сегодня наша мужская сборная стабильно попадает в топ-30 на планете из 180 стран мира. Задача – попадать в топ-10. В этом смысле проводится работа на омоложение состава. Уже появились молодые ребята, получившие звание гроссмейстера. Это Казбек Ногербек, Алдияр Ансат, Эдгар Мамедов. Есть несколько опытных ребят чуть постарше — Денис Махнев, Алишер Сулейменов. Есть еще молодежь, которая подрастает. Это ребята примерно 15-17 лет. И в этом смысле КФШ проводит селекцию в рамках поддержки талантов.
Ежегодно мы определяем 45 грантов – золотые, серебряные, бронзовые, которые обеспечивают для наших детей все условия для роста. Золотые пакеты по-настоящему беспрецедентны. Здесь ребенок получает максимальные возможности. Это и сборы, и поездки, и работа с лучшими тренерами, это покупка компьютера. Это даже спортивные тренировки, то есть физическая и психологическая подготовка.
Безусловно, мы смотрим и на совсем младшие возрасты, на детей 8,10,12 лет. Там есть целый ряд имен. Чемпионат мира, который сейчас проходит в Алматы, как раз таки дает прекрасные возможности проявить свой талант. Казахстан будет представлен более 200 детьми. Это прекрасная возможность сыграть в самом престижном детском соревновании, в котором будут более 800 участников из 85 стран.
На предыдущем чемпионате, точно таком же, в категориях с 8 до 12 лет в Италии в прошлом году наша сборная заняла неофициально первое общекомандное место. Безусловно, наши дети зарекомендовали себя на планете. У нас одна из лучших детско-юношеских сборных.

— Все больше нашей молодежи приходит в шахматы, игра набирает популярность. Можно ли сказать, что играть в шахматы становится модно?
— Да, играть в шахматы стало модно. Шахматы — это образ мышления, это умение думать, это умение критически мыслить, это способность принимать решения самостоятельно, отвечать за них, нести ответственность. При этом быть успешным, добиваться успехов по-настоящему планетарного масштаба. И это то, что сегодня предлагают шахматы в условиях вызовов информационных, вызовов социальных сетей, где у ребенка может развиваться клиповое мышление. Это является адекватным ответом. Неслучайно отсюда начинают развиваться программы шахмат в образовании.
— Вы сказали, что одним из ключевых направлений государственной работы в Казахстане станет внедрение шахмат в общеобразовательные школы в качестве факультативного предмета. Как идет работа в этом направлении?
— Сегодня в качестве вариативного компонента в общеобразовательные школы внедряются шахматы. Казахстанская шахматная федерация является одним из участников этого процесса. Мы благодарны нашим партнерам – министерству просвещения, министерству науки и высшего образования, управлениям образования на местах.
В этом учебном году мы ожидаем, что порядка полутора тысяч школ уже будут охвачены этой программой. Это примерно 70 тысяч детей. Мы вместе с министерствами, с управлениями готовим соответствующих педагогов. С пятью педагогическими вузами начата программа подготовки дипломированных специалистов в пяти регионах страны. С этого года начинается подготовка учителей шахмат. Ожидается, что более 200 студентов будут учиться по этой специальности. Это позволит нам готовить дипломированных специалистов, которые после окончания педагогических вузов пойдут работать в школы учителями шахмат. Со временем программа подготовки специалистов будет еще более масштабной. Сегодня это 200 с небольшим студентов, но в будущем нам потребуются тысячи педагогов, которые пойдут работать в школы.
Сегодня какая-то нагрузка идет на педагогов начальных классов, тех, кто умеет играть в шахматы, тех, кто проявляет большой интерес. Они все обращаются, попадают в наши программы квалификации, после окончания которых могут работать в школах.
— Помимо оффлайн-турниров, популярностью пользуются онлайн-шахматы. Вы имеете отношение к стартапу Chess Legends. Расскажите о вашем участии в проекте, как он сейчас развивается?
— Каждый день шахматисты играют онлайн. Считается, что порядка 9 миллионов партий играется только на одной из платформ. Суммарно в мире играется порядка полутора десятка миллионов партий ежедневно. Наш стартап Chess Legends является именно образовательным стартапом, который позволяет ребенку учиться самостоятельно. Он содержит в себе уникальную методику, разработанную нашими казахстанскими специалистами во главе с Евгением Владимировым, тренером Гарри Каспарова. В нем есть также видеоуроки от чемпионов мира. Это и Владимир Крамник, а также Борис Гельфанд, еще целый ряд известных гроссмейстеров, включая меня. В нем есть тысячи отобранных упражнений. Все это позволяет эффективно обучаться в индивидуальном формате. На сегодня у Chess Legends десятки тысяч скачиваний по всему миру.
— Какую поддержку оказывает государство казахстанской федерации шахмат?
— Мы очень благодарны нашим партнерам. В Алматы чемпионат мира поддерживает акимат, проводим экскурсии для детей из 85 стран мира. Я уверен, что информация в виде рилсов, фото и постов в соцсетях увидят в разных странах. Дети – наши агенты продвижения туристического потенциала страны.
Мы проводим соревнования почти во всех регионах, везде нам оказывают поддержку местные акиматы. Мы очень благодарны местным властям за поддержку в организации кубка Казахстан среди взрослых в Алматинской области, ВКО и в Актобе. Мы провели шесть этапов детского кубка.
Прежде всего, хотели бы поблагодарить правительство за утвержденный комплексный план по развития шахмат. Со стороны главы государства есть постоянное внимание. Недавно он посетил шахматный клуб в Кокшетау, где встретился с президентом федерации Тимуром Турловым.
— Вы были первым гроссмейстером-казахом?
— Я не был первым гроссмейстером казахом, были до меня гроссмейстеры. В это смысле в Казахстане есть давние традиции.

— Кого из современных шахматистов вы бы выделили?
— Мы все очень почитаем талант Магнуса Карлсена, который является феноменом. Он на деле показывает, что он лучше всех. Несмотря на конкуренцию, несмотря на то, что все соперники тренируются с компьютером. Его можно сравнивать исторически с Гарри Каспаровым, Бобби Фишером. В современных шахматах Карлсен – это явление.
— С кем из великих шахматистов вам доводилось играть? Назовите самые ваши интересные партии?
— Я играл официальный матч с Анатолием Карповым. Играл с еще одним великим шахматистом Виктором Корчным. Играл мини-матч с Гарри Каспаром из двух партий, играл дружескую партию с Магнусом Карлсеном в блиц на Шымбулаке, кстати, сыграли в ничью. Выиграл у Василия Иванчука. В общем и целом, за свою карьеру мне доводилось постоянно встречаться с выдающимися шахматистами.
Самая интересная партия – победа черными над Василием Иванчуком. В конечной позиции у меня были только пешки, у противника — ладья, конь и пешка. Тем не менее, я эту партию выиграл, противник сдался. Любители шахмат оценили саму эстетику этой комбинации. Ну, и, конечно, победа над Карповым, где в конечной позиции я пожертвовал ферзя.
Беседовал Темирлан Куспаев,
Астана
BM.KZ
