Небольшой политической сенсацией дня стало сегодняшнее заявление президента Украины на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Владимир Зеленский сказал, что готов провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным в Казахстане.
Акорда пока не отреагировала на слова лидера Украины. Кремль устами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова отметил, что украинцы «сыпят большим количеством предложений», и перед тем, как речь пошла о Казахстане, упоминали страны, которые «абсолютно неприемлемы» для России в качестве места встречи.
Журналисты BM.KZ обсудили с экспертами возможность того, сможет ли Казахстан стать диалоговой площадкой для переговоров между воющими странами.
Председатель ОСДП Асхат Рахимжанов, депутат Мажилиса подчеркнул, что заявление Зеленского о готовности к встрече с Путиным в Казахстане звучит как позитивный сигнал.
«Однако следует учитывать реальную расстановку сил. Для России в нынешней ситуации ключевыми остаются переговоры с глобальными игроками — США, Китаем и другими державами, которые способны влиять на баланс сил и ход войны. В то же время Казахстан уже имеет опыт проведения крупных международных переговоров. На территории нашей страны проходили многосторонние переговоры по ядерной программе Ирана (так называемые «астанинские встречи»), а также мирные переговоры по Сирии. Эти примеры показывают, что Казахстан способен предоставлять эффективную и нейтральную площадку для диалога даже в самых сложных конфликтах.
Упоминание Астаны как возможного места встречи свидетельствует о доверии к Казахстану и признании его миротворческого потенциала. Это укрепляет международный имидж нашей республики как ответственного посредника. И это на фоне других недавних международных событий (съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, выступление Президента РК Токаева на Генеральной ассамблее в Нью-Йорке).
Вдобавок, ОСДП, как партия, входящая в Социалистический интернационал, и я как член партии, неизменно выступаем за дипломатические решения, прекращение военных действий и защиту человеческих жизней. Любая возможность для диалога, даже если она не приведёт к немедленным результатам, имеет значение для будущего мира и стабильности в регионе», — отметил Асхат Рахимжанов.
В свою очередь, политолог Жумабек Сарабеков склоняется к мысли, что пока «личный саммит» между Зеленским и Путиным маловероятен.
«Об этом неоднократно заявляла и российская сторона в лице главы МИД Сергея Лаврова. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков также говорил, что пока этот вопрос не стоит на повестке. Потому что основные противоречия Москвы и Киева не преодолены», — подчеркнул спикер.
Говоря о плюсах для Казахстана от возможной встречи лидеров воюющих сторон в Астане, политолог отметил, что главный результат не связан с сиюминутными выгодами.
«Мирное регулирование могло бы быть основным достижением Казахстана. То есть здесь по большому счету важнее не где пройдет встреча, важнее — именно как пройдет и когда пройдет. По большому счету дефицита в таких площадках нет. Сегодня большое количество стран предлагает свои территории для переговоров. Это и Турция, и страны Ближнего Востока, и целый ряд европейских стран, и Белоруссия. Поэтому, наверное, основная цель Казахстана здесь — не заработать какие-то политические очки, а именно поспособствовать скорейшему мирному регулированию», — заключил Жумабек Сарабеков.
Политолог Газиз Абишев считает слова Зеленского о возможной встрече с Путиным в Казахстане «громким заявлением».
«Потому что он (Зеленский. – BM.KZ) уже отчаялся добиться встречи от Путина. Я не думаю, что в конечном счете, если Казахстан будет обозначен в качестве точки встречи, что эта встреча все-так произойдет. Потому что обе страны отказываются от встреч на территории потенциальных противников, то есть от территорий стран, которые вовлечены в другие блоки.
То есть Путин не хотел бы встречаться на территории страны НАТО с Зеленскими, я подозреваю, вряд ли он будет встречаться с ним и сейчас в Париже, Берлине или Лондоне, учитывая, что эти страны поддерживают Украину. Для Зеленского может оказаться принципиальным, что Казахстан является членом ОДКБ. Поэтому с формальной точки зрения он бы не хотел встречаться с ним где-нибудь в Минске, Астане или Бишкеке», – сказал Газиз Абишев.
Слова о Казахстане, как о месте встрече с Путиным, были сказаны президентом Украины в попытке заработать политические очки, считает политолог.
«Нужно понимать, что сейчас Зеленский в большей степени заинтересован во встрече с Путиным, потому что все-таки на него давят и западные союзники. С точки зрения пиара встреча с Путиным сильно легитимизировала бы Зеленского. Поэтому он здесь как бы зарабатывает немножко политических очков, говоря о том, что «я даже в Астане готов, смотрите насколько хочу, а он отказывается». Зеленский точно знает, что Путин не согласится. Потому что Путин считает Зеленского нелегитимным президентом, и любая встреча в любой точке мира между Путиным и Зеленским в нынешней ситуации играет очень сильно на руку Зеленскому и играет против Путина. Поэтому я думаю, что это в большей степени жест или громкие слова, нежели ориентация на реальный результат», — считает политолог.
Политолог Айдар Амребаев возможности встречи президентов России и Украины в Казахстане не исключает.
«У Казахстан хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной. На полях генеральной сессии ООН наш президент встречался с Владимиром Зеленским. Очевидно, что тогда эти вопросы были подняты и получили позитивную реакцию. Я думаю, Казахстан — удобная площадка для подобных мероприятий. У нашей страны есть положительный опыт медиаторства.
Сейчас ряд немецких экспертов считают Казахстан средней державой. Уж коль мы средняя держава, то одним из пунктов, подтверждающих это, является способность авторитетно влиять на конструктивное развитие международных отношений», – сказал политолог.
Спикер также подчеркнул, что если Казахстан все-таки станет площадкой для переговоров, то это повысит авторитет страны.
«Это будет говорить о способности Казахстана руководствоваться нормами международного права. А это, в свою очередь, открывает и инвестиционные возможности, то есть нашему государству будут больше доверять, если мы способствуем миру, а не войне», — подчеркнул Айдар Амребаев.
О том, как возможные переговоры в Казахстане повлияют на ход войны, спикер дал сдержанный прогноз.
«Если брать реалии, то позиции сторон кардинально отличаются. Если вспомнить, например, Стамбульские переговоры, до этого Минские соглашения и так далее, все это говорит, что они не готовы принять всеобъемлющие соглашения. Скорее всего, речь пойдет, например, об обмене военнопленными, решении каких-то гуманитарных вопросов, создании гуманитарных коридоров. Пока до соглашения, мне кажется, далеко», — предположил эксперт.
Политолог, директор ОФ «Кемел Арна» Замир Каражанов вполне допускает, что президенты Украины и России могут встретиться в Казахстане.
«Касым-Жомарт Токаев по грубым подсчетам где-то 4 раза в год общался с Зеленским по телефону. Это, в основном, были переговоры, которые приходились на дни установления дипломатических отношений между нашими странами. С Украиной у нас телефонные переговоры носили, периодический и относительно регулярный характер. Понятное дело, что с Путиным там не только переговоры были, но и происходили встречи непосредственные. В этом смысле Казахстан поддерживает ровные отношения с обеими сторонами, — отметил Замир Каражанов.
Что касается содержания возможных переговоров, то политолог подчеркивает, что встреча будет носить затяжной характер.
«Скорее всего, у переговоров будет несколько этапов. Они потребуют участия очень многих сторон. Вы сами видите, что Европа проявляет интерес к урегулированию конфликта. И у Китая есть своя позиция. Поэтому рассчитывать, что в Казахстане они встретятся и здесь заключат соглашение, не стоит.
А попытка Трампа решить эту проблему ни к чему не привела. Он, по сути, хотел решить ее за счет Украины, за счет слабого игрока. То есть он хотел ее принудить, перестать сопротивляться, перестать оказывать какое-то вооруженное сопротивление, и вот он вам – мир. Но такой мир совершенно несправедливый. Даже если бы этот мир был бы заключен, это закончилось бы большей проблемой в будущем. Поэтому самый лучший договор – это сбалансированный договор, который учитывает мнение и позицию разных сторон, их готовность соблюдать вот эти договоренности», — сказал Замир Каражанов.
Над материалом работали:
Ербол Турымбет,
Нурзат Карим,
Темирлан Куспаев,
BM.KZ
