Астана. 26 сентября. BM.KZ – Этим пятничным утром казахстанское инфополе взорвали громкие кадровые перестановки в дипломатических кругах. Сначала Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку главу МИД Мурата Нуртлеу. Следом своего поста лишился посол Казахстана в США Ержан Ашикбаев. Кроме того, Ержан Казыхан, который ранее был помощником президента по международным вопросам, назначен постоянным представителем Казахстана в ООН.
Столь резкие изменения в важнейшем для главы государства международном блоке породили в обществе разного рода теории, в том числе конспирологические. Неужели визит Касым-Жомарта Токаева в США вышел настолько провальным, что прежняя команда дипломатов была признана неэффективной? С таким вопросом корреспонденты BM.KZ обратились к ведущим политологам Казахстана.
Газиз Абишев призывает общественность не делать поспешных выводов в поисках причин сегодняшних кадровых перестановок.

«Конечно, с одной стороны, хочется привязать эти перестановки и сказать, что «отличный» вышел визит в США, после которого министр иностранных дел, помощник по международным делам и посол США отправлены в отставку. Видимо, что-то пошло не так. Может быть, что у Трампа нашлось время поговорить с нашим президентом только по телефону, а с Мирзиёевым встретиться. Но, вы знаете, все-таки профессионалы отмечают, что такие перестановки не делают сгоряча», — говорит политолог.
По его словам, действия президента можно интерпретировать по-разному.
«Это всегда продуманный план кадровых перестановок под новые задачи. И поэтому вряд ли за несколько дней президентом были приняты такие решения. Они наверняка планировались несколько недель. К тому же, может быть и другая интерпретация, что он их всех поменял не потому, что там что-то не удалось, а потому, что как раз-таки визит в США стал апогеем работы вот этой команды. В итоге теперь он их направляет на новые задачи, оценивая их результаты нейтрально или умеренно позитивно. Такое тоже может быть, и точный ответ мы можем получить только после того, как пройдет определенное время», — отметил Газиз Абишев.
В свою очередь, политолог Арсен Сарсеков акцентирует внимание на «жестком тоне» в выступлениях Касым-Жомарта Токаева в ходе поездки в США.

«На мой взгляд, важно отметить несколько ключевых моментов.
Первое. Визит Касым-Жомарта Токаева в США сопровождался достаточно редким для него жёстким тоном. Причём критика была адресована не частному эпизоду, а самой Организации Объединённых Наций и уровню организации юбилейных дебатов генеральной ассамблеи. Президент прямо заявил, что качество проведения мероприятия не соответствует масштабу 80-летия ООН. Поводом стал досадный инцидент — эскалатор перестал работать, когда к нему подошли Мелания и Дональд Трамп. Подобная демонстрация раздражения в публичном формате нетипична для Токаева, что подчёркивает: уровень его ожиданий от международных институтов и собственной дипломатической команды существенно вырос.В этой связи отставка посла Казахстана в США Ержана Ашикбаева может быть прочитана как отражение недовольства тем, как было организовано пребывание казахстанской делегации. Посольство всегда играет ключевую роль в таких визитах, и если президент публично выражает претензии к уровню организации в целом, логично, что и к работе дипмиссии в Вашингтоне могли возникнуть вопросы», — подчеркнул он.
Спикер также отмечает, что перестановки нельзя рассматривать исключительно в контексте американского визита.
«На них повлияла и поездка в Китай на саммит ШОС. Это важно, потому что кадровые изменения коснулись не только внешнеполитического блока, но и структур администрации президента, отвечающих за внутренние направления. Две крупные поездки подряд стали своего рода стресс-тестом для всей системы: стало очевидно, что мир находится в фазе глубокой турбулентности, а работа по старым лекалам не отвечает новым вызовам. Отсюда и необходимость обновления — перехода к более компактным, гибким и оперативным механизмам принятия и исполнения решений без чрезмерной вертикали, которая лишь замедляет процессы», — отметил Арсен Сарсеков.
Также политолог добавил, что с точки зрения формальной иерархии для Мурата Нуртлеу переход на новую должность – безусловно понижение.
«Он лишается не только статуса министра иностранных дел, но и сопутствующего статуса вице-премьера, а значит и значительного административного ресурса. Однако де-факто это может означать и обратное — своего рода «приближение к телу». Иногда президенты сознательно выводят сильных фигур из аппаратной борьбы, чтобы защитить их от общественного и бюрократического давления и использовать на других, более точечных направлениях», – отметил Арсен Сарсеков.
Не оставил без внимания спикер и информационный контекст.
«Нуртлеу за короткий срок стал слишком заметным и влиятельным политическим игроком. Это автоматически вызывает напряжение как в обществе, так и в определённых кругах элиты. И реакция на его фигуру могла быть вызвана не конкретной статьёй в СМИ, а общей динамикой его усиления.
В итоге, мы наблюдаем сразу несколько пластов: публичное недовольство качеством организации на международной арене, системный поиск новых форматов работы внутри страны и корректировка расстановки сил в верхушке власти. Всё это свидетельствует о том, что Казахстан вступает в фазу кадровой турбулентности, где перестановки будут использоваться как инструмент адаптации к быстро меняющемуся миру», – заключил эксперт.
Над материалом работали:
Ербол Турымбет,
Нурзат Карим,
Темирлан Куспаев,
BM.KZ
