Астана. 7 октября. BM.KZ – Главная тема последнего месяца, то есть ИИ, не обошла стороной учителей. Минувший профессиональный праздник педагогов показал, что скоро виртуальные помощники могут стать неотъемлемой частью школьных занятий.
Директор Urban School (Астана) Александр Лукашевич был одним из первых, кто рискнул внедрить искусственный интеллект в школьную среду. Благодаря своему прогрессивному взгляду на образование он был награжден медалью «Шапағат» и оказался среди лучших педагогов страны, которых чествовали на днях в Акорде. Александр рассказал корреспонденту BM.KZ, что поднимал тему ИИ еще на прошлогодней Августовской конференции.
«Все началось с того, что у нас в школе был учитель английского языка Аида Абильякимова. Она самостоятельно изучила все инструменты, имеющиеся на тот момент, и внедрила их в собственные обучающие процессы. Мы это подхватили. Таким образом, научились писать правильно задачи для чата GPT, и для всех других нейронных сетей, которые помогают ускорять учебные процессы. Я был впечатлен результатами», — говорит Александр Лукашевич.
По его словам, c помощью ИИ в Urban School внедрили кейс-метод, и дети научились решать сложные проблемы бизнеса, науки и общества.
«Дети стали увереннее в своих возможностях, и мы вместе даже провели NASA Space Apps Challenge, собрав около 500 участников по всему Казахстану. Учителя также не отстают от своих подопечных. Узнав что-то новое, они быстро делятся полезными знаниями со своими коллегами. Так у нас зародился городской ПедХакатон, где педагогическое сообщество придумывает новые методики для этичного и эффективного внедрения инструментов ИИ», – делится директор Urban School.
Инновационные подходы в работе Александра коснулись и изучения государственного языка. Казахский язык в его школе учат благодаря адаптивному веб-приложению Kashgari.kz и мобильному приложению Dana Tiin, над улучшением которых работают сами ученики.

Говоря о методике обучения с помощью ИИ, Александр подчеркивает – главное, чтобы ученик сам сделал правильные выводы.
«Допустим, дается текстовое задание, которое нужно загрузить в условный чат GPT. Ключевым здесь будет умение писать правильные вопросы к нему. Например, о том, какие акценты в конкретном тексте расставлены автором. То есть уметь задавать вопросы до того момента, пока не получишь всю информацию. Задавать, вопрос нужно с критической точки зрения.
Например, где здесь есть несоответствие, какие могут быть научные неточности, существуют ли какие-то исследования на эту тему, и просить чат GPT дать ссылки на эти исследования, и уже потом работать с источниками», — поясняет спикер.
Естественно многих родителей волнует риск того, что ученики с подобными подходами могут банально облениться.
«Поэтому очень важно на уроке и вне урока обсуждение прочитанного или написанного, где учителя, ученики будут давать обратную связь своими словами. То есть не читая, не говоря заученный текст, а пытаться понять, вникнуть в то, что они прочитали или написали.
А если дети в течение всего учебного года делают домашку по математике, используя чат GPT, то конечно, на экзамене они не смогут ответить, не прибегая к этим инструментам. Поэтому они ответят плохо, что мы и видели в этом году на примере некоторых наших учеников или учеников из других школ, где строгий экзамен и нет возможности списать», – объясняет Александр Лукашевич.
Он также отмечает, что ИИ помогает учителю более точно и эффективно персонализировать программу обучения, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика.
«Ведь каждый человек имеет свой уникальный стиль мышления и может допускать ошибки, характерные именно для его логики. Задача заключается в том, чтобы понять причину ошибки, выявить пробелы в знаниях и заблуждения, а затем объяснить материал так, чтобы он был понятен и доступен для конкретного ученика. В нашей школе искусственный интеллект в виде персонального чат-бота для учителя или ученика делает это быстрее и точнее, что позволяет нашим ученикам эффективнее восполнять пробелы в фундаментальных знаниях», — подытожил Александр.
Другим прорывным элементом, с которым работает директор Urban School, стало изучение учащимися философии.
«Недавно, мы в первый раз отправили сборную Казахстана на международную олимпиаду по философии. Мы работаем в этом направлении совместно с министерством просвещения. Пока оно не развито, но все впереди.
Философия нужна для умения рассуждать, критически мыслить, приходить к правильным выводам. То есть она может быть полезна в бизнесе, в науке, в жизни в целом. Это не самое популярное направление, но мы считаем, что если в Казахстане появятся такие философы, которые еще со школы начнут интересоваться этой наукой, то это будет польза и для них, и для общества в целом. Мы стараемся популяризировать это направление», – отметил спикер.
Александр призывает педагогов сделать инновации в школах правилом, а не исключением.
«Искусственный интеллект – уже не фантастика, а инструмент, который может разгрузить нас, расширить горизонты уроков и вдохновить учеников на открытия. Не бойтесь тестировать новое: даже маленькие эксперименты с ИИ – будь то умные тренажёры, автоматическая проверка или генерация идей — способны дать мощный результат.
ИИ – это не про замену учителя, а про смену фокуса: от передачи фактов к формированию у детей критического мышления, креативности и умения решать живые задачи», – заключил Александр Лукашевич.
Темирлан Куспаев,
BM.KZ
Астана
