Отгадайте загадку: кто рано встает, почти незаметен и абсолютно незаменим? Если бы не они, город наверняка погрузится в хаос. Кто это? Наверное, вы догадались, что речь идет о тружениках коммунальной сферы. Они словно невидимки, которые и в зной, и в стужу, и под проливным дождем наводят чистоту и порядок в наших подъездах, дворах и улицах.
В Казахстане с 2023 года успешно реализуется инициатива Президента страны Касым-Жомарта Токаева «Таза Қазақстан». Начинание Главы государства – это, конечно, не про субботники, как ошибочно считают многие. Хотя и они нужны и важны. «Таза Қазақстан» – это про культуру поведения наших сограждан, про чистоту – как внутреннюю, так и внешнюю, про экологию – наши сёла и города должны купаться в зелени. Цель инициативы сводится к тому, что чистота должна стать визитной карточкой Казахстана. И не будет преувеличением сказать, что ТОО «Астана Тазалық» является одним из главных проводников инициативы Главы государства в главном городе страны.
Корреспондент Baimedia.kz попытался взглянуть на работу коммунальщиков с необычных ракурсов, чтобы максимально объективно оценить их работу.
Сая Байжоловна – большой начальник маленького коллектива

Знакомьтесь: это Сая Бекмагамбетова. Она – бригадир в ТОО «BSP-A» и в ее подчинении два человека – Игорь и Сергей. Ежедневно они наводят порядок в жилом массиве на правобережье.
— В день вы сколько участков обсуживаете? – спрашиваю.
— Ой, — задумывается на секунду Сая. – От Кенесары до Бараева, от Бараева –до Иманбаевой. В день по графику чистим 4-5 дворов. Лёд долбим, тротуары чистим, убираем мусор с детских площадок. Сейчас пока нету такого большого снега, чтобы технику выгонять…
— С некультурными людьми часто сталкиваетесь по работе?
— Ну, да. Сидят в беседках, выпивают. На наши замечания не реагируют, еще ТАК посмотрят, как будто мы виноваты. Говорят: «Это вы должны убирать, вам за это деньги платят»!
— А в целом как к вашей работе относятся горожане?
— Есть те, которые уважают наш труд. «Зачем вы долбите этот лед, все равно он растает», — говорят некоторые. Другие советуют соль и песок сыпать на тротуары, чтобы скользко не было. Посыпешь соль, кто-то жаловаться начинает. Всем не угодишь! Здесь я пять лет работаю. А в этой сфере – 20 лет.
— В этом году снега почти нет. А какой самый снежный год был на вашей памяти?
— Это были, наверное, 2014-15 годы.
— Сильно уставали?
— Да, тяжело было, мы тогда на дороге работали.
— А текучка у вас в коллективе большая?
— А что такое «текучка»?
— Часто люди увольняются?
— Не сказала бы. В основном, работают здесь люди по много лет.
— Сколько у вас рабочие получают?
— 220 тысяч чистыми. Как положено, по договору.
— Радуетесь, когда снега мало?
— Да, потому что легче работать.
— Расскажите интересную историю из свой практики.
— Таких историй не припомню. Всё одно и то же каждый день. Просто порядок наводим в городе. Пойдёмте, я лучше познакомлю вас со своими ребятами…
Игорь и Сергей: работник музея и шофёр

Игорь Горбенко, по его словам, не умеет давать интервью:
— Ну, каждый день приходим к семи часам утра и до 11:00 работаем. Потом у нас обед. Потом с часа до пяти снова на уборку.
— Работа сложная?
— Ну, сложная. Вот, лёд долбим.
— А до этого где вы работали?
— В музее!
— Кем?
— Тоже дворником. А был помоложе, сварщиком работал.
— А здесь сколько работаете?
— Первый год.
— Условия труда, зарплата устраивают?
— Да, устраивают. Нормально все. Деньги платят. Живу рядом, в пятиэтажке. Что еще надо?
— Злитесь на тех, кто мусорит?
— Да, часто сталкиваюсь с таким. Идут, бросают мусор, еще и возмущаются, когда замечание делаешь!
— Были конфликты на этой почве?
— Да, были.
— Нападали?
— Неее, такого не было. Но я хотел бы сказать горожанам, чтобы были аккуратней. Мусор выкидывать в контейнеры, а не в урны возле подъезда. Такое часто бывает, а нам убирать.
К нашему разговору присоединился коллега Игоря – Сергей Анисимов:
— Как Игорь сказал, так оно и есть! Идут и пакеты бросают, до мусорки не доносят, — сетует он, орудуя ломом. – Вообще, я шофер по профессии. Почему я сюда пришел? – замялся он. – Судьба такая…
— Семья есть?
— Семьи нет. Все родственники – в России. Я один здесь.
— Работа как?
— Все устраивает. Деньги платят, на жизнь хватает.
— Интересные случаи были?
— Сотовые телефоны находил. Хозяин звонит – возвращаешь. Благодарят. Бывало, что на праздники незнакомые угощали пирожными, тортами. И на Новый год дарили подарки совершенно незнакомые люди. Поэтому могу уверенно сказать, что большинство горожан ценят наш труд.
Спрашиваю у мужчин:
— Начальницу боитесь?
— Нет, мы Саю Байжоловну уважаем! – хором ответили Сергей и Игорь.
Людмила Ефремова: «Астана Тазалық – это круто!»

Людмила Николаевна – живая летопись трансформации ЖКХ столицы. Трудится в этой важной сфере с 90-х годов, когда в стране был полный бардак и неразбериха. Она была свидетелем того, как работали приснопамятные советские ЖЭКи, видела развал коммунального хозяйства, создание первых КСК. А теперь она возглавляет ОСИ.
— Людмила Николаевна, фигурально выражаясь, вы служите в этой сфере «от Ильича до Ильича».
— Я всю ситуацию знаю, что называется, изнутри. Раньше как было? Всю работу по очистке территории делал дворник. Либо субботники организовывали сотрудники КСК. То есть убирали контейнерные площадки, детские площадки, все было на плечах сотрудников КСК. А оплата была мизерная, и за нее мы наводили порядок на очень большой территории. Со временем начались реформы в жилкомхозе. А потом к нам на помощь пришел акимат. Было создано ТОО «Астана Тазалық», которое начало предлагать свои услуги по благоустройству. И мы согласились. Конечно, это круто, когда ты можешь просто созвониться с компанией, решить по графику, когда убрать детскую площадку, близлежащую территорию: ребята из «Астана Тазалық» приезжают и всё это делают. Помимо этого, это, конечно, благоустройство детских площадок. Это вообще такая шедевральная работа: когда приезжают, полностью реконструируют детские площадки, делают по-новому формату, убирают старые ограждения, заменяют новыми. Например, в моем дворе созданы условия для игры и занятия спортом для всех – от малышей до пенсионеров.
Я очень рада, что есть такое ТОО, как «Астана Тазалық», которое всегда поддерживает нас, идет на встречу, советует, как сделать, чтобы было еще лучше, чтобы было комфортно, не только председателям ОСИ и КСК, но и – самое главное – жителям.
— С момента начала работы ТОО «Астана Тазалық», которое наводит чистоту в городе, как изменились сами жители столицы?
— Смело скажу, что повысилась культура у горожан. Ну, например, в моих дворах люди берегут то, что построил город. В палисадниках у подъездов высаживают цветы, кустарники, следят за ними и за порядком во дворе. Словом, избавляются от иждивенческих настроений. И дети, видя, как бережно относятся взрослые к своему дому, берут с них пример, помогают в силу своих возможностей. Где-то ребенок ведерко воды принесет, где-то мусор подберет. Мы, жильцы, действуем сообща. Собираемся вместе, отмечаем праздники. Даже шашлыки жарим!
Цифровизация – на службе «Астана Тазалық»
Искусственный интеллект прочно вошел в нашу повседневность. На недавнем заседании правительства аким Астаны Женис Касымбек доложил: в столице впервые оцифрованы все стадии работы с коммунальными и строительными отходами, внедрена информационная система «Waste Management».
«Система ежедневно дает рекомендации по частоте вывоза и объему задействованной техники, что особенно важно в условиях бурного роста города», — подчеркнул Касымбек.
В самом ТОО «Астана Тазалық» нам сообщили, что предприятие системно переходит на цифровой формат. Внедрены электронный путевой лист, полностью заменивший бумажный процесс; автоматизированные системы предрейсового обследования (Med365 и пилот “Адал ЧЕК”); GPS-мониторинг техники с датчиками уровня топлива (ДУТ), фиксацией пробега, рабочего времени и рейсов и другие «умные» штуки.
Насколько это облегчило труд и какой дало эффект? Судите сами. Время оформления путевого листа сокращено с 10-15 минут до 30 секунд; исключён человеческий фактор в медосмотре, что повышает безопасность выхода техники; на 20-25% ускорилось принятие управленческих решений — данные идут в режиме реального времени; экономия топлива за счёт контроля ДУТ и холостого хода — 10-15% ежегодно; снижение нецелевого использования техники практически до нуля; прозрачность всей цепочки «заявка – выполнение – акт» повысила дисциплину и снизила количество спорных ситуаций.
Но и это еще не всё. На 2025-2026 годы запланированы полный переход на единый цифровой контрольный центр, где сводятся данные GPS, ДУТ, медосмотров и путевых листов; внедрение ИИ-аналитики, прогнозирующей поломки техники и оптимизирующей маршруты; установка умных датчиков на щетки, плуги, пескоразбрасыватели; расширение пилота «Адал ЧЕК» до всех районов; запуск электронной системы контроля выработки каждого водителя — с автоматическим подсчётом часов, рейсов и расхода топлива, а также создание мобильного приложения для сотрудников.
Вместо послесловия
…Существует апокалиптическая теория, что очень скоро искусственный интеллект полностью заменит труд человека. Что ж, вполне возможно. Но я уверен: таких тружеников, как Сая, Игорь и Сергей, и уж тем более ТОО «Астана Тазалық» не заменит никто. Даже искусственный интеллект.
Елтай Давленов,
Астана
BM.KZ
