Прославленная конькобежка Людмила Прокашева входит в число пяти спортсменов, которые смогли завоевать медаль на Зимних Играх четырехлетия для Казахстана. Накануне Олимпиады в Италии и дня своего рождения чемпионка в интервью BM.KZ рассказала, как чуть не продала свою медаль, о призовых в зимних видах спорта, бывших соперницах и как соцсети не дают забыть о ее триумфе 1998 года.
– Прошло почти 30 лет с тех пор, как вы завоевали историческую медаль на дистанции 5 000 метров на Олимпиаде в Нагано. Уже выросло новое поколение спортсменов. А изменился ли сам подход к зимним видам спорта в Казахстане?
– Невозможно сравнивать подготовку к играм в Нагано с нынешней Олимпиадой. В 1998 году было становление нашего государства. Все, что было наработано в период Советского Союза, оно все разваливалось. Я к Олимпийским играм готовилась на Медео. А его, образно говоря, практически не существовало уже тогда. Я готовилась на катке, где отключили свет, мы сутки жили без света. Также у меня не было спарринг-партнеров. Несмотря на то, что наша сборная перед Олимпиадой отправилась в Италию на подготовку, я никуда не уехала. Я осталась дома, в надежде на то, что ледовары успеют подготовить каток. В итоге у нас все получилось. Все эти сложности закалили меня.
Сейчас же у ребят есть все, что требуется на период четырехлетней подготовки к Олимпиаде. Самое главное ведь в нашем виде спорта не менять тренера так часто, как у нас это бывает. На сегодня у нас очень хорошие специалисты в сборной. Это представитель России Сергей Клевченя. представитель Польши Павел Абраткевич. Также у нас работает Алексей Есин. Это те люди, которые сами добились высоких результатов как спортсмены, и как тренеры подготовили немало призеров мировых первенств.

– Давайте вернемся в 1998-й год еще раз. Какие у вас были эмоции, впечатления на пьедестале, вы до сих пор помните их?
– Раз в четыре года мне напоминают об этом, когда начинаются Зимние Олимпийские игры. Вот сейчас в Тик-Токе человек создал видеоролик. Это давний хороший болельщик казахстанских спортсменов. В ролике есть моя финишная часть дистанции, я до сих пор ощущения эти вспоминаю. Знаю, что тогда я выиграла, а все равно на себя смотрю и думаю: «Ну, давай-давай, тебя там догоняет она!» Внутри вот эти чувства все еще живые. Я до сих пор помню ту усталость на Олимпиаде, и после первой дистанции, и после трех тысяч метров, и после пятерки. Это незабываемо.
Еще и Япония — такая особенная страна. Когда я выиграла медаль, люди настолько были доброжелательные. Также и в Китае, когда мы были в 1996 году в Харбине на Азиатских играх. Я была первой спортсменкой, которая завоевала золотую медаль на тех Азиатских играх. Меня встречали как героя Олимпийских игр. Весь стадион вставал и пел гимн нашей страны. Было очень приятно.
Другое дело, что в тот период, когда я бегала, не было с нами журналистов, и у меня фотографий не осталось с Олимпиады. Одна единственная фотография только есть. А сейчас глядя на то, что опубликовали в Тик-Токе, мне очень приятно, и большая благодарность этому человеку, который создает вот такие потрясающие ролики.

– Поддерживаете ли вы общение с соперницами по той Олимпиаде, либо с кем-то из команды?
– В команде, которая была в 98-м году, была практически я одна. Если говорить о соперницах, то мы не то, чтобы общаемся, мы периодически поздравляем друг друга с праздниками, с днями рождения. Например, многократная олимпийская чемпионка немка Гунда Ниман в подписках есть в инстаграме и в фейсбуке. Я слежу за ее жизнью, она следит за моей.
– Поговорим о призовых и подарках спортсменам. Понятно, что в конце 90-х вокруг спорта не было такой шумихи, как сейчас в эпоху соцсетей. Соответственно, размеры призовых были намного меньше. Вам не кажется, что в современном казахстанском спорте, особенно в футболе (ажиотаж вокруг «Кайрата»), ситуация с подарками вышла за рамки разумного?
— Нет, футбол – это совсем другая стезя, это политика. Поэтому я никогда не сравнивала нас с футболистами. Конечно, у меня, допустим, были результаты всегда выше, чем у наших футболистов. Даже не брать «Кайрат» или даже сборную Казахстана. Да, я не имела таких призовых и ежемесячной зарплаты, как имеют наши спортсмены в игровых видах спорта. Другое дело, что каждый спортсмен идет к одной заветной цели. Это участие и завоеванием медали в Олимпийских играх. Для меня это было тогда намного выше, чем получать какое-то поощрение.
Конечно, невольно думаешь, почему у них так, а у нас по-другому. Но нам не поменять систему. Тем более, что там есть спонсоры. И это даже очень хорошо, что отметили вратаря «Кайрата», которому подарили машину. Я сама смотрела игры, и мне тоже понравилось. И подарок сделало не государство. Это же премировал человек. Я считаю, это поступок очень хорошего и большого человека. Таких бы людей побольше, чтобы отмечали не только футболистов, но и индивидуальные виды спорта, где действительно намного выше результаты.
Но я хочу сказать, что у нас есть государственные дотации. И призовые наши на сегодня, если ребята выигрывают Олимпийские игры, тоже достаточно хорошие. Но другое дело, что это раз в четыре года, и до Олимпийских игр надо дожить и добежать еще до призового места.
Нынешние призовые с нашими, конечно, не сравнить. В 1998 году бронзовая медаль была 20 тысяч долларов. На сегодня, насколько я помню 75 тысяч. Но я бы еще внедрила возмещение затрат на подготовку спортсмена из республиканского в областной бюджет. То есть если спортсмен выезжает много лет за счет области, тем более если он отобрался на крупный турнир, завоевал медаль, то, конечно, пусть республиканский бюджет восстанавливает областному все затраты. Это было бы логично и правильно.
Допустим, в марте прошлого года я купила Арине Ильященко коньки. Потому что в сборной на ее 39-й размер ноги выдали 42-й. И ее коньки расклеились. Спартакиаду и Азиатские игры она бежала на расклеенных коньках. Поэтому я считаю, что тут была ошибка и упущение тренерского штаба, где она готовилась. Поэтому расходы, которые несет область, хотелось бы, чтобы компенсировали.

– В Казнете много лет назад появилась история с попыткой продажи вашей медали. Понятно, что времена были непростые. Подобная ситуация знакома обычным казахстанцам. Сейчас поддержка государства позволяет конькобежцам жить достойно?
– Да. Пока спортсмен находится на государственном обеспечении, проблем нет. Если он является членом национальной сборной Казахстана, он еще и в сборной получает зарплату. Плюс премиальные за призовые места.
В тот момент, когда я продавала медаль, это был 2014-2015 год, были сложности, я закончила бегать. Те деньги, которые я заработала в спорте, имеют свойство заканчиваться. На тот период я начала строительство дома, чтобы жить рядом с родителями, забрать их к себе. Конечно, нужны были деньги.
Тогда не было зарплаты, нас не поддерживали. А сейчас, например, заслуженные мастера спорта и заслуженные тренеры получают пособие пожизненное в размере 340 тысяч тенге. Поэтому сейчас в финансовом плане лучше.
– Людмила Вячеславовна, Ваш прогноз на Зимние Олимпийские игры в Италии? Как вы оцениваете шансы нашей сборной?
– Я прогнозов не даю, но у нас очень хорошая команда. Я считаю, у нас отличные специалисты в сборной, поэтому верим и надеемся на успех.
P.S.: Редакция BM.KZ поздравляет нашу прославленную соотечественницу с днем рождения и желает ей здоровья, счастья, благополучия и успехов на тренерском поприще!
Темирлан Куспаев,
BM.KZ
