В мире главные битвы сегодня идут не за территории, а за инвестиции, за компетенции, и за экономический успех. Как в условиях глобального противостояния Казахстан реализует модернизационную повестку, и какое давление испытывает отечественная дипломатия? Разговор об этом состоялся с директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Еркином Тукумовым в аналитической программе Газиза Абишева на телеканале Jibek Joly, передает Kazinform.
Экспертный разговор начался с состоявшихся на этой неделе выборов Президента США и победы Дональда Трампа, который, как известно, исповедует изоляционистскую политику. В этом контексте речь зашла о Казахстане и его подходах на международной арене.
— Насколько оправдана активная внешняя политика Казахстана?
— А какая у нас есть альтернатива? Изоляционизм? К чему он приведет? К ухудшению отношений с внешним миром? Да! К сворачиванию нашей экономической активности и модернизации? Однозначно! Я вообще не люблю бинарные подходы, когда или черное или белое. У нас как раз наоборот, прекрасные отношения со всеми государствами. Мы уважаем право всех стран на развитие, на самобытность, на защиту своих интересов.
Я вам так скажу, у нас только проактивной внешней политикой можно добиться серьёзного внутреннего развития. Итогом нашей внешней политики за более чем 30 лет стали: во-первых – укрепление суверенитета, нашей международной субъектности, и во-вторых – экономическое, социальное, гуманитарное развитие. Поэтому Казахстан был и будет приверженцем активной внешней политики.
Другое дело, что нужны конкретные результаты. Ведь граждане совершенно правильно задаются вопросом, что нам от этой внешней политики? Совершенно справедливый вопрос. Но я так скажу, что внешняя политика — это всегда игра «в долгую». Моментальных результатов не бывает. За красивыми картинками в телевизоре, в виде дипломатических ужинов и торжественных приемов, скрывается огромная кропотливая работа всего госаппарата. Каждый визит, тем более Главы государства, готовится очень долго. Я думаю, если это возможно, людям надо рассказывать, какие сложные переговоры идут за кадром, как Президент отстаивает наши национальные интересы.
Возьмем для примера государственный визит Главы государства во Францию – это 2,2 млрд потенциальных инвестиций, будет построена ветряная электростанция мощностью один гигаватт в Жамбылской области, две французские школы откроются в Астане и Алматы и так далее.
Франция один из претендентов на строительство АЭС в Казахстане. Кому нужно электричество, которое будет вырабатывать атомная электростанция? Французам или нам? Наверное, это нам нужно электричество, наверное, нам нужны эти инвестиции. Франция как раз таки очень богатая страна.
Сейчас самая главная борьба в мире идет не за территории, самая главная борьба ведется за знания, инвестиции, человеческий капитал. В этой борьбе нужна именно проактивная внешняя политика. Это залог развития нашего государства.
— Если говорить о центральноазиатском контуре, видно, что страны начинают сближаться и Казахстан – один из моторов региональной интеграции. При этом эксперты отмечают, что из-за изменений климата происходит рост напряжения в разных регионах планеты, в том числе даже в центральноазиатском регионе. Водная проблема может обостриться в ближайшие 10-15 лет и возможно нынешняя активная дипломатия нацелена как раз на то, чтобы избежать предстоящих трений, заранее выработать механизмы решения проблем. К каким результатам приводит эта активная дипломатия на глобальном и региональном уровнях?
— Глава нашего государства входит в число дипломатов мирового уровня, и это я говорю не как руководитель президентского аналитического центра, а что называется, по факту. И кто как не он знает, что ООН нацелена на совместное решение общих проблем. Справляется ли ООН с решением глобальных вызовов? На этот счет есть разные оценки. Есть и критические, и они тоже оправданы. Но ведь ООН нет альтернативы. Поэтому мы должны ее совершенствовать, проводить реформы. Но это отдельный большой вопрос.
Что касается климатической угрозы для Центральной Азии – это реальность. Однозначно на повестке будут вопросы дефицита воды, опустынивания. В мире активно ведется борьба за ресурсы и с каждым годом она будет усиливаться. Поэтому Президент и уделяет огромное внимание развитию диалога в Центральной Азии и на двустороннем уровне, и в многосторонних форматах.
И здесь я хочу сказать, что Президент не нуждается в одобрении своих действий или в «адвокатуре». За каждым шагом во внешней политике скрываются, прежде всего, интересы нашей страны. Это очевидно. Глава государства не прокитайский, не пророссийский, не прозападный, вся его миссия – это построение развитого независимого Казахстана.
Инвестиции, безопасность, субъектность и понимание региональных вызовов и глобальных угроз – это все в повестке ежедневной работы Главы государства, которую может быть не всем видно.
— Зато это видно на примере других стран, вовлеченных в конфликты. Человек не чувствует, что он здоров, пока не заболеет. Как вы оцените нашу внешнюю политику в рамках глобального противостояния, когда шестеренки мирового порядка пришли в движение и стирают в порошок слабых, неактивных и глупых?
— Мы живем в переломное время. У нас на глазах меняется мир. Он становится многополюсным. Возникают новые центры силы, повышается роль средних держав, к которым относится и Казахстан, как нас оценивают в мире. Я считаю, пусть нас называют как угодно, главное, чтобы это было выгодно нашей стране, помогло привлекать инвестиции, стать членом ОЭСР, обеспечить безопасность. Многие международные эксперты, кстати, отмечают, что Казахстану удается защищать и обеспечивать безопасность на границах не строя заборы, мы развиваем хорошие отношения с соседями и всем миром. Это искусство дипломатии. И я, честно говоря, не понимаю претензии, когда начинают говорить: не много ли дипломатии? Не много ли у Президента зарубежных визитов, внутренних поездок? Такие же претензии можно предъявить строителю: не много ли он строит? Врачу — не много ли он лечит? Давайте будем заниматься каждый своим делом и тогда у нас в стране будет порядок.
Президент не щадит своего здоровья, работая в плотном графике. Из последнего –побывав в Монголии он практически сразу же направился во Францию, из Франции в Бишкек. Затем Астана, где проходят ежедневные встречи. Это бешенный ритм, который трудно выдержать. А для чего это? Для защиты наших интересов, для того, чтобы каждый гражданин в итоге ощутил положительные перемены. Но это, как я уже говорил игра «в долгую».
— Как вы оцениваете, насколько сильным можно назвать давление на Казахстан и политическое руководство в условиях того кризиса, который происходит в мире?
— Огромное давление. У нас нет времени на созерцательность. Нам нужно работать быстро, качественно и в очень непростых условиях. Мы окружены странами, которые находятся под санкциями. Мы не имеем доступа к морю. И при этом мы пытаемся модернизировать нашу страну, модернизировать нашу экономику, диверсифицировать наши транспортные пути. В этом заключается наша независимость. И вообще, никто никому не дает гарантии свободного независимого развития в долгосрочной перспективе. А Казахстан поставил цель модернизировать себя и при этом обеспечить внешние интересы. Это очень амбициозная задача, которая зависит не только от Президента, но и от всех нас.
— Казахи на протяжении веков славились стремлением к свободолюбию и национальному суверенитету. Можно ли сейчас сказать, что главная задача, которая пока выдерживается, что мы не позволяем себя затянуть в воронку национальных интересов других стран?
— Не выбирать сторону – это один из наших основных постулатов. Мы ему следуем и будем следовать неуклонно. Другое дело, что казахской дипломатии не 33 года, а уже более пяти веков. Казахи всегда проводили открытую дипломатию с соблюдением национальных интересов.
— В вашей статье было отмечено, что главная идея нашей внешней политики – это соблюдение сложного баланса сил…
— Это было и будет всегда.
И это абсолютно нормально. Ведь на самом деле не только Казахстан заинтересован в мирных соседях, но и наши соседи заинтересованы в мирном и стабильном Казахстане.
— В завершение такой вопрос. Понятно, что сейчас весь регион Центральной Азии более открыт, чем раннее, к внешней политике. Кыргызстан стабилизировался, Узбекистан открылся. Но ощутимо ли, что Казахстан является локомотивом этих процессов. Как наши соседи и союзники оценивают роль Казахстана?
— Я думаю не замечать экономического, человеческого потенциала Казахстана и наших достижений, наверное, невозможно. Как раз таки Казахстан для стран Центральной Азии – это, можно сказать, окно в мир. К нашему Президенту относятся как к человеку, у которого много чему можно поучится: как вести дипломатию, как отстаивать национальные интересы, как добиваться очень сложных целей. Я очень много путешествую по Центральной Азии и могу сказать, что большое видно издалека. В основном все очень позитивно оценивают Казахстан, зато внутри мы себя сильно критикуем. Может быть это и правильно. Мы видим недостатки, соцсети наши бурлят. И это нормально. Другое дело, нужно прислушиваться и к тому, что говорят со стороны. Мы достаточно крепкое, устойчивое государство, которое ставит перед собой глобальные, амбициозные цели.