Президент Ирана Масуд Пезешкиан в четверг заявил главе надзорного органа ООН по ядерной энергетике, что его правительство готово развеять сомнения относительно своей атомной программы до вступления в должность избранного президента США Дональда Трампа, передает собственный корреспондент агентства Kazinform.
Глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси в четверг посетил Иран, где провел встречу с президентом Масудом Пезешкианом, а также с главами МИД и организации по атомной энергии Ирана.
Гросси заявил, что достижение «результатов» в ядерных переговорах с Ираном имеет жизненно важное значение для предотвращения нового конфликта в регионе, уже разгоревшегося из-за войны Израиля против ХАМАС в секторе Газа и «Хезболлы» в Ливане.
Meeting with @drpezeshkian was an essential part of my visit to Iran—an opportunity to engage at the highest level with the new government, listen to his views, and explain my approach and efforts to make progress on one of the most challenging issues on the international agenda. pic.twitter.com/1mc6H4L7I3
— Rafael MarianoGrossi (@rafaelmgrossi) November 14, 2024
— Поскольку мы неоднократно доказывали свою добрую волю, мы заявляем о своей готовности сотрудничать и объединиться с этой международной организацией для разрешения предполагаемых двусмысленностей и сомнений относительно мирной ядерной деятельности нашей страны, — сказал Пезешкиан Гросси.
Мяч на стороне Европы
Европейские страны настаивают на дипломатическом урегулировании перед возвращением Дональда Трампа в Белый дом.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, который также встречался с Гросси, заявил, что Иран «готов вести переговоры» на основе «национальных интересов» и «неотъемлемых прав», но не «готов вести переговоры под давлением и запугиванием».
Аракчи был главным переговорщиком Ирана на переговорах, которые привели к заключению в 2015 году знаменательного ядерного соглашения с крупными державами, от которого Трамп отказался три года спустя.
— Мяч на стороне ЕС/Е3», — написал министр иностранных дел Аббас Аракчи в X после переговоров в Тегеране с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, имея в виду три европейские страны — Францию, Великобританию и Германию, — которые представляют Запад наряду с Соединенными Штатами на ядерных переговорах.
Гросси также встретился с главой организации по атомной энергии Ирана Мохаммадом Эслами.
Эслами заявил на совместной пресс-конференции, что Иран примет «немедленные контрмеры» в ответ на любые санкции со стороны совета управляющих МАГАТЭ.
— Любая интервенционистская резолюция в ядерных делах Исламской Республики Иран обязательно встретит немедленные контрмеры, — заявил Эслами.
В ходе визита Гросси подчеркнул, что иранские ядерные объекты «не следует подвергать нападению».
Как сообщает агентство Reuters, ссылаясь на высокопоставленного иранского чиновника, Тегеран через Гросси пошлет сигнал трем европейским державам о серьезности намерений Ирана разрешить ядерное противостояние, подчеркнув при этом, что любое давление на Тегеран будет иметь обратный эффект.
Великобритания, Франция и Германия настаивают на принятии на следующей неделе Международным агентством по атомной энергии новой резолюции против Ирана, чтобы оказать давление на Тегеран, поскольку они считают, что он недостаточно отрудничает.
Гросси в ходе телевизионной совместной пресс-конференции с главой ядерного ведомства Ирана призвал Тегеран предпринять шаги для решения оставшихся проблем.
— В наших силах предпринять конкретные шаги, которые ясно покажут США и международному сообществу, что мы можем прояснить ситуацию и двигаться вперед с конкретными решениями, — сказал Гросси.
Напряжение в воздухе
Визит главы МАГАТЭ состоялся всего через несколько дней после того, как министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил, что Иран «больше, чем когда-либо, подвержен ударам по его ядерным объектам», что дает Израилю «возможность достичь их самой важной цели».
Ожидается, что Трамп предоставит Израилю гораздо большую свободу действий после того, как вступит в должность в январе.
Во время своего первого срока в Белом доме с 2017 по 2021 год Трамп принял политику под названием «максимальное давление», которая восстановила масштабные экономические санкции США, снятые в рамках соглашения 2015 года.
В ответ Иран начал постепенно отказываться от своих обязательств по сделке, которая запрещала ему обогащать уран до уровня выше 3,65 процента.
МАГАТЭ сообщает, что Иран значительно увеличил свои запасы урана, обогащенного до 60%. Этот уровень вызвал тревогу международного сообщества, поскольку он намного ближе к уровню в 90%, необходимому для ядерного оружия.
При этом Иран заявляет, что именно США, а не Иран вышли из ядерного соглашения.
Предстоящее возвращение Трампа в Белый дом в январе лишь усилило международные опасения по поводу полномасштабного конфликта между Израилем и Ираном после того, как в начале этого года заклятые враги обменялись беспрецедентными прямыми атаками.
— Возможности для маневра начинают сужаться, — предупредил Гросси в интервью агентству AFP во вторник, добавив, что «крайне важно найти пути достижения дипломатических решений».