• QAZ
  • О нас
  • Контакты
Menu
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
Facebook Instagram TikTok Telegram YouTube
  • QAZ
  • RUS
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
Menu
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
QAZ
Главная страница » Судоходство на Иртыше: что даст Казахстану восстановление отрасли

Судоходство на Иртыше: что даст Казахстану восстановление отрасли

17 ноября, 2024 Общество

Судоходство на Иртыше: что даст Казахстану восстановление отрасли0

Возрождение судоходства на Иртыше может приносить Казахстану миллиарды долларов ежегодно. Грамотное использование реки вызовет бурное развитие экономики Усть-Каменогорска, Семея, Павлодара и Зайсана, считают эксперты. Но что для этого нужно и какие уже предпринимаются меры, выяснял корреспондент агентства Kazinform.

Иртыш — главная водная артерия Казахстана, которая больше двух столетий приносила «живые деньги». По самому дешевому транспортному пути еще в 19 веке перевозили руду из Риддера. Но официально Томский округ путей сообщения объявил Верхний Иртыш судоходной рекой в 1905 году.

Семипалатинск.  Катера на Иртыше

Фото: Аскат Дюсембаев

— И спустя 6 лет по реке ходило уже 73 парохода и 214 непаровых судов и барж. А в советское время судоходство на Иртыше стало одной из базовых отраслей Казахстана. В Семипалатинске создали Верхне-Иртышское управление речного пароходства. В 50–60-е годы прошлого века ежегодно в навигацию перевозилось по 500–650 тысяч тонн грузов. А в 70–80-е — уже до 9 миллионов тонн грузов. Даже оборудование для крупнейшего в СССР мясокомбината поставлялось в Семипалатинск из Чикаго. По Атлантическому и Ледовитому океанам, а затем — по Иртышу, — вспоминает прошлое навигации по главной реке Казахстана профессор менеджмента, экономист-международник Аскат Дюсембаев.

Павлодарский речной порт

Фото: ВКТУ

Занимается он проблемой возрождения судоходства на Иртыше уже больше 20 лет. Аскат Дюсембаев — автор книги «Предпосылки создания и фукционирование в Семее специальной экономической зоны», изданной в 2001 году. И уже тогда, рассматривая транзитный потенциал региона, он говорил об утерянных возможностях реки.

Суда на Иртыше

Фото: ВКТУ

Первый удар по судоходству на Иртыше нанесло строительство гидроэлектростанций, в частности, Шульбинской. Из-за несовершенства шлюзов река стала непроходимой. А в 1990-е годы система и вовсе перестала существовать. Исчезли флот и инфраструктура, ушли кадры. И даже завершение в 2004 году строительства шлюзового отделение Ново-Шульбинской ГЭС, убравшее преграды для прохождения речных судов, ситуацию не изменило.

Суда на Иртыше. Судоходство

Фото: ВКТУ

Но сейчас этот вопрос поднимается снова. В декабре прошлого года Аскат Дюсембаев обратился к Президенту страны с письмом-предложением направить инвестиции в судоходство.

— Казахстанская часть Иртыша находится посередине между Китаем и Россией. Мало того, что наша страна не занимается развитием речного судоходства, но и мешает финансовым интересам обоих соседей. А ведь, только пропуская по собственной части Иртыша грузы, можно зарабатывать миллиарды. Река в долгосрочном плане рассматривается Россией как инструмент для широкого экономического проникновения в Китай, для получения доступа к самому ёмкому в мире рынку. А Китай, в свою очередь, рассчитывает получить доступ к быстрорастущему рынку и расширить экономические связи с Казахстаном и Россией. И существует масса доводов в пользу необходимости возобновления давнего торгового пути по Иртышу, потому что перевозка грузов речными судами по-прежнему дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом, — говорится в письме.

И после начались долгожданные изменения. В августе этого года Премьер-министр дал поручение проработать вопрос. И уже 17 октября 2024 года Министерством транспорта РК опубликовало проект «Дорожная карта по комплексному развитию речного транспорта на реке Иртыш». Планируется, что к декабрю на возрождение отрасли выделят 10 миллиардов тенге. Начнется и строительство речного пункта пропуска «Урлитобе» в Павлодарской области и речного порта в поселке Тугыл — на озере Зайсан в Восточно-Казахстанской области.

Судоходство. Павлодарский речной порт

Фото: ВКТУ

— До конца года мы должны проработать вопрос по выделению земельного участка для строительства порта. Это 3 гектара, с береговой зоной не менее 500 метров. Преимущества строительства в поселке Тугыл Тарбагатайского района — это глубина береговой зоны и наличие волнорезов. Важно учесть, что в поселке имеется сибиреязвенное захоронение. В соответствии с санитарными требованиями, на объекты транспортной инфраструктуры установлена санитарно-защитная зона радиусом в 1000 метров. Срок реализации проекта — до конца 2026 года, — сообщил заместитель акима Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов.

К порту подведут железную дорогу «Тугыл — Майкапчагай», протяжённостью 99 километров. Предусмотрено строительство и четвертого пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе «Майкапчагай — Зимунай». Реализация этих проектов позволит привлечь речной флот с большой грузоподъемностью, разгрузить автомобильные дороги от тяжеловесных грузовых машин, увеличить транзитный грузооборот по маршруту «Китай — Казахстан — Россия» всеми видами транспорта, отмечают в акимате области.

И уже к 2028 году объем грузоперевозок транзитом по Иртышу планируется довести с нуля до 2,5 миллиона тонн в год. А пропускную способность портовой инфраструктуры увеличить до 4 миллионов тонн.

— Это даст большой импульс и для развития нашего судостроительно-судоремонтных заводов. Таких в Казахстане три. В том числе, наш, в Семее. Мы выпускаем суда технического флота — баржи шаланды для дноуглубительных работ, путейские буксировщики. Они как раз нужны для грузоперевозок. Изготовили 3 пассажирских теплохода, для Астаны и Семея. С появлением судоходства же потребности в нашей продукции возрастут в разы. Ремонт тоже будет нужен постоянно. А это новые рабочие места, налоги. И не только от нас. Будут созданы тысячи рабочих мест в сфере услуг и других инфраструктур, бюджет государства дополнительно получит несколько миллиардов долларов, — уверен директор судостроительно-судоремонтного завода Семея Амир Ахмедзянов.

Астана, теплоходы

Фото: ВКТУ

Кроме того, развитие пассажирских перевозок по Иртышу позволит привлечь туристов. Можно посмотреть красоты Казахстана со стороны реки. И проще после водного транспорта тем же китайским гостям добраться до «жемчужин» региона — Катон-Карагая, Алтая, Риддера. По «Дорожной карте» к 2028 году по реке планируется перевозить до 700 тысяч человек. Для этого восстановят речные вокзалы в Усть-Каменогорске и Семее. А чтобы реализовать все проекты, в Министерстве транспорта и в акиматах регионов намерены привлечь частные инвестиции.

Судостроительство и судоремонт

Фото: ВКТУ

— Перспективы — огромные. В мире уже есть успешные примеры того, как отдалённые от океанов города превращались в крупные транспортные узлы. Например, Чикаго. Он расположен на берегу озера Мичиган, в континентальной Америке. Отрезан от океана расстоянием около тысячи километров. Но сегодня это второй по экономическому значению город США. Благодаря судоходству по реке Святого Лаврентия и выходу в Атлантический океан, Чикаго стал одним из крупнейших морских транспортных портов США, — рассказывает экономист-международник Аскат Дюсембаев.

Сейчас в бассейне Иртыша только в нашей стране проживает больше двух миллионов человек. Развитие судоходства же может превратить города вдоль Иртыша в транспортно-логистические хабы, ещё больше раскрывая транзитный потенциал Казахстана. Однако для этого предстоит решить ряд задач: провести дноуглубительные работы, расчистить фарватер, а также обозначить участки для прохождения судов с водоизмещением до 3 тысяч тонн. Необходимы также инвестиции в инфраструктуру и кадры. В Семее работает Колледж транспорта, где ежегодно готовят специалистов по судостроению и обслуживанию судов, но этого недостаточно. Важно модернизировать существующие суда и строить новые, отмечают эксперты.

Судоходство. Павлодарский речной порт

Фото: ВКТУ

Но очевидно главное: возвращение судоходства на Иртыш — это не просто транспортный проект, а стратегическая инициатива, способная изменить экономический ландшафт Казахстана и превратить регион в ключевой логистический узел Центральной Азии.

Как отмечал павлодарский историк-краевед Эрнест Соколкин, Иртыш — это могучий водный поток длиной в 4 248 км. Площадь Обь-Иртышского бассейна составляет два миллиона 290 тысяч квадратных километров, четвёртое место в мире. Речная же площадь бассейна Иртыша — один миллион 643 тысячи квадратных километров, больше площади бассейна Волги. Только четыре реки мира: Миссисипи, Миссури, Амазонка и Нил — могут конкурировать с Иртышом по длине и по площади сбора воды.

Ранее мы писали о том, чем живет Павлодарский порт, расположенный на Иртыше, где первые суда начали ходить 405 лет назад. 

Продолжай читать

Во сколько обойдутся продукты к Новому году

12 частных судебных исполнителей лишены гослицензии в Шымкенте

Пенсионные излишки запретили использовать для пластических операций

ТОП посты

Презентован Проект первой шахматной академии международного класса в Казахстане

24 апреля, 20244 523 просмотра

Увеличить зарплаты предложили в РК

24 апреля, 20244 495 просмотра

«Мисс Мира-2024» проходит в Индии: фото самых красивых участниц из разных стран

8 марта, 20244 291 просмотра

В Казахстане количество суицидов среди лиц младше 16 лет по-прежнему остается на высоком уровне — психолог школы детской безопасности Senim

26 апреля, 20243 686 просмотра

Туши более тысячи сайгаков обнаружили в водохранилище ЗКО

15 апреля, 20243 194 просмотра

Тенгизшевройл загрязняет окружающую среду

19 марта, 20242 828 просмотра

Запасы скоро закончатся, будет катастрофа: что не так с геологией в Казахстане

29 февраля, 20242 789 просмотра

Профсоюз Греции призывает к общенациональной забастовке, требуя повышения зарплат

21 мая, 20242 723 просмотра

RENOVATION и REPOINT презентовали уникальный проект шахматной академии в Казахстане

26 апреля, 20242 718 просмотра

Казахстанский список Forbes обновили: в него вошли Айжан Есім, Иван Сауэр и Дулат Кожамжаров

6 мая, 20242 134 просмотра

Тема буллинга среди казахстанских детей рискует перерасти в национальную проблему, считают эксперты

22 мая, 20242 095 просмотра

Между Казахстаном и Германией налажены прочные дружеские отношения — Касым-Жомарт Токаев

16 сентября, 20242 029 просмотра

Будут ли построены вовремя «Комфортные школы» в Казахстане. Судьба некоторых под вопросом

22 апреля, 20241 994 просмотра

24-часовой визит Илона Маска в Китай: Tesla прошла оценку безопасности данных

5 мая, 20241 915 просмотра

В селе Маралды, не смотря на протесты жителей, продолжается строительство золотодобывабщего завода, который, по словам жителей, отравляет грунтовые воды. Жители обратились к Партии зеленых «Байтак»

18 апреля, 20241 709 просмотра

В Астане прошел Форум стейкхолдеров «Перспективы развития атомной энергетики в Казахстане»

28 мая, 20241 707 просмотра

Важность доверия к НПО: Почему прозрачность имеет значение

22 августа, 20241 705 просмотра

Около 10% проб с открытых водоемов РК не соответствуют санитарным нормам – анализ

26 мая, 20241 681 просмотра

Куда можно пожаловаться на качество медуслуг в Казахстане

4 июня, 20241 675 просмотра

Astana Half Marathon пройдет 16 июня в столице

20 мая, 20241 672 просмотра

Где живут студенты Алматы?

6 марта, 20241 660 просмотра

Социсследование показало, сколько казахстанцев поддерживают строительство АЭС

22 августа, 20241 619 просмотра

В Казахстане ограничат сроки спортивной охоты на сайгаков

29 июля, 20241 616 просмотра

Я не прошел тест Всевышнего: Бишимбаев выступает с последним словом

6 мая, 20241 616 просмотра

В ЦИК утвердили календарный план референдума по АЭС

4 сентября, 20241 516 просмотра

В Павлодарской области принято решение о приостановке учебного процесса во всех школьных учреждениях.

8 ноября, 20241 484 просмотра

Клубный чемпионат мира по шахматам проведут в Астане

23 июля, 20241 427 просмотра

Международный центр по облесению осушенного дна Арала предложили создать на совещании ШОС

22 мая, 20241 383 просмотра

Секс-рабыни в «элитных» банях Астаны: задержана банда сводников из 17 человек

29 мая, 20241 354 просмотра

«Таза қала» — новый проект ТРК Президента

3 июня, 20241 326 просмотра

Как решить проблему с наводнениями в городах — немецкие ученые совместно с NU предложили экологичные решения

5 августа, 20241 317 просмотра

В акимате Мангистауской области назвали причины дефицита газа в регионе

15 октября, 20251 242 просмотра

Европарламент обнародовал первые результаты общеевропейских выборов

10 июня, 20241 222 просмотра

В Португалии стартовало досрочное голосование на евровыборах

2 июня, 20241 218 просмотра

«Такого в истории города еще не было» — о чем мечтает 8-летний чемпион по шахматам из Костаная

19 мая, 20241 213 просмотра
Новости

Во сколько обойдутся продукты к Новому году

Новости 17 декабря, 2025

Астана. BM.KZ. 17 декабря – Продукты на новогодний стол в этом году обойдутся казахстанцам чуть…

Английская компания разработает проект реконструкции Парка Первого Президента в Алматы

17 декабря, 2025

Главбуха теплоэнергокомпании осудили за хищения в Костанайской области

17 декабря, 2025

Британская компания планирует продать свою долю в Air Astana

17 декабря, 2025

Айдос Сарым требует призвать к ответу поддерживающих в соцсетях атаку на КТК казахстанцев

17 декабря, 2025

Смерти на железной дороге и срыв экспорта: в Мажилисе заявили о системном кризисе в КТЖ

17 декабря, 2025

Режим ЧС готовятся объявить в Конаеве

17 декабря, 2025

Токаев: «Бережливость должна стать чертой национального характера»

17 декабря, 2025

Закон об ужесточении наказания за нападения на медиков принял мажилис

17 декабря, 2025

В Казахстане олигархи воюют друг с другом – Дойче Велле

17 декабря, 2025

Рост экономики Казахстана за январь-ноябрь составил 6,4%

17 декабря, 2025

Пожар произошел в салоне самолета Air Astana в воздухе над Алматы

17 декабря, 2025

«Барыс» разгромил в гостях «Автомобилист»

17 декабря, 2025

Дело Долина – Лурье: певицу выселят из квартиры

17 декабря, 2025

Труп жителя Атырау пролежал в квартире три недели

17 декабря, 2025

Восточные страны ЕС будут укреплять оборону для защиты от РФ

17 декабря, 2025

Бибигуль Тулегеновой – 96 лет: под ее окнами заиграл военный оркестр

17 декабря, 2025

На Байконур прибыли все элементы для ремонта кабины обслуживания

16 декабря, 2025

Подросток зарезал школьника в Подмосковье и сделал с ним селфи

16 декабря, 2025

Смерть режиссера Роба Райнера и его жены: по подозрению в убийстве арестован их сын Ник

16 декабря, 2025
Присоединиться
  • Facebook
  • Instagram
  • YouTube
  • Telegram
  • WhatsApp
  • TikTok
Свидетельство постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ92VPY00088583 Дата выдачи 01.03.2024
Свидетельство постановке на учет информационного агентства № KZ59VPY00114494 Дата выдачи 11.03.2025
Полезные ссылки
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
Карта сайта
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
Социальные сети
Facebook Instagram TikTok Telegram YouTube

Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.