В этом году в пенсионной системе нашей страны произошел ряд изменений. В том числе есть приятные новости, такие как введение новых взносов, увеличение размеров пенсии. И все же, эксперты сомневаются в том, что такие государственные проекты окажут положительное воздействие на эту сферу. В сегодняшнем курсе не учитываются возможные в будущем негативные факторы: уровень инфляции; инвестиционные доходы ЕНПФ; досрочное изъятие средств из пенсионного фонда. В связи с этим возникают вопросы «Каким путем нужно развивать пенсионный фонд?», «Что мешает системной реформе?». Корреспондент агентства Kazinform предлагает обзор этой темы.
Новый взнос — 1,5%
В проекте бюджета на 2025–2027 годы уточнен план по поддержке уязвимых групп населения, выплате пенсий и пособий. В 2027 году, согласно установленным показателям, средний размер пенсии превысит 110 185 тенге, минимальная базовая пенсия будет составлять 55 145 тенге. Для достижения этого уровня Правительство заинтересовано в систематизации доходов ЕНПФ и поступлений в квазигосударственное учреждение. Потому, что если в пенсионном фонде будет не хватать средств, эта нагрузка ляжет на государство, и будет даже неуместно говорить об эффективности реформы.
В текущем году с этой целью в пенсионную систему включен дополнительный взнос. Это обязательный пенсионный взнос работодателя. В соответствии с новыми правилами, теперь каждый работодатель обязан, кроме обязательных 10-процентных от дохода работника взносов в ЕНПФ, перечислять дополнительный взнос за счет собственных средств. То есть, уплата взносов осуществляется за счет собственных средств компании. И все же, не нужно забывать о том, что размер взноса исчисляется исходя из доходов работника. Позже, когда работник выйдет на пенсию, из указанных взносов будет пожизненно производиться дополнительная выплата.
Как поясняют специалисты Пенсионного фонда, граждане, вышедшие на пенсию, начнут получать выплаты из обязательных пенсионных взносов работодателя только с 2029 года. Потому что, согласно требованиям, работодатели должны перевести взносы, как минимум, за 60 месяцев.
В настоящее время размер взноса — 1,5% от зарплаты работника. В будущем процентная доля будет поэтапно увеличиваться:
- 2025 год — 2,5%;
- 2026 год — 3,5%;
- 2027 год — 4,5%;
- 2028 год — 5%.
В Казахстане пенсионная система многоуровневая: первый уровень — базовая и солидарная пенсия; второй уровень — обязательные и профессиональные взносы работника, и доля, поступающая от доходов работников, трудящихся на вредных и опасных производствах; третий уровень — личные и корпоративные добровольные пенсионные взносы.
То есть, указанная реформа считается изменениями на втором уровне.
О других шагах, направленных на обновление системы, мы узнали от управляющего директора АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Мурата Шарипова.
— С начала года выплачиваются обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР). ОПВР перечисляются в зависимости от размера месячной зарплаты работника и за счет работодателя. Эти взносы будут постепенно увеличиваться. Эта мера направлена на поддержку казахстанцев, родившихся после 1975 года, для которых размер пенсии прямо связан с пенсионными отчислениями. Еще одна инициатива была реализована с помощью специальных социальных выплат для людей, работающих во вредных условиях труда. Специальная социальная выплата предназначается для казахстанцев, которым исполнилось 55 лет, в чью пользу обязательные профессиональные пенсионные взносы выплачивались, по меньшей мере, 84 месяца, и которые перешли с вредной работы на другую, более легкую, — сказал Мурат Турсынулы.
Будет ли поддержана модель «4+1»?
Здесь нужно придавать значение социальному портрету вкладчиков пенсионного фонда. Потому, что около 2 миллионов казахстанцев получаются зарплату около 85 тысяч тенге. В таком случае доля зарплаты, поступающая в Пенсионный фонд — 10%, это не тот размер, который позволяет обеспечить пенсионера. К тому же из выплат удерживается 10% налога. Вследствие этого в обществе появилось много людей, требующих пенсионной реформы.
Правительство и уполномоченное министерство изучают пути выхода из ситуации. Эксперты предлагают альтернативные пути. Например, группа экономистов считает, что для эффективного реформирования пенсионной системы нужно ввести модель «4+1».
В концепции этой модели предусматривается перевод большей части средств ОПВР, которые отдельно хранятся на условном счете пенсионера, на личный счет вкладчика. Есть мнение, что если этот метод будет поддержан, вклад будет в собственности вкладчика, что даст возможность увеличить размер пенсионных накоплений.
В целом, в реальном числовом выражении 4% ОПВР должны направляться на личный пенсионный счет работника. Предусматривается, что оставшийся 1% будет переводиться на специальный гарантирующий счет, с которого выплаты будут производиться пожизненно. Если учесть, что в 2028 году ОПВР будут составлять 5% от зарплаты, то это — приемлемое предложение. Нужно учесть, что модель «4+1» еще не получила поддержки со стороны официального органа.
Другие эксперты предлагают иные подходы. Например, по мнению экономиста Ануара Нуртазина, нужно систематизировать пенсионные выплаты специалистам, рано выходящим на пенсию.
— Пенсии в Казахстане основаны на системе Чили. Этот метод не оправдал надежд. Правительство видит недостатки и вводит дополнительный обязательный взнос. Введение специальных выплат может стать решением вопроса для специалистов правоохранительных органов и военнослужащих. Следует предусмотреть также механизм обязательных платежей для указанных граждан и после выхода на пенсию, — сказал Ануар Нуртазин.
Дополнительный взнос: двусторонняя мера
В последние годы возникла новая экономическая тенденция подготовки к выходу на пенсию. Некоторые граждане стараются перед выходом на пенсию делать дополнительные перечисления через индивидульное предпринимательство или компанию, увеличивая за счет этого будущую пенсию. Чем больше уплаченные взносы, тем больше будущая пенсия.
До сих пор много споров вокруг того, укладывается ли указанная схема в правовые рамки. Юристы говорят, что выполнение трудового договора основывается на договоренности между работодателем и работником. Государство не может вмешиваться во внутренний порядок работы и разделение труда. А если это так, то невозможно и проверить, действительно ли гражданин работает на указанном рабочем месте. Главное, чтобы сходились расчеты и документы.
Это признает и ответственный орган. Как говорит специалист по налогам Гульсара Карымсакова, только налоговая декларация, которую сдает работодатель, может выполнить функцию мониторинга.
— Все должно делаться в рамках закона. Например, мы знаем, что работодатель сдает декларацию об индивидуальном подоходном налоге и социальном налоге (форма 200.00 — ред.). В этом правовом документе работники должны предоставить полную информацию. То есть, она должна отвечать на вопросы «Сколько работников в организации и ИП?», «Какой размер зарплаты у каждого работника?», «Какой размер перечисленного подоходного налога?». Благодаря этому уточняется информация. Следует отметить, что граждане должны платить подоходные налоги с каждого места работы. Это требование, установленное законодательством, — сказала Г. Карымсакова.
Мы узнали мнение Министерства труда и социальной защиты населения РК по данному вопросу. В ведомстве сообщили, что при назначении пенсии учитываются данные в базе налоговых органов.
— Для назначения пенсионных выплат при приеме документов мы опираемся на соответствующие информационные системы. Также направляется запрос в информационные системы Комитета государственных доходов. Запросы осуществляются в соответствии с приказом № 232 министра труда и социальной защиты населения. Затем принимается решение об исчислении размеров базовой государственной пенсии и выплат по возрасту, — говорится в официальном ответе Минтруда.
И Министерство, и Комитет госдоходов сообщили о том, что не предусмотрен механизм для проверки гражданина-плательщика пенсионных взносов на предмет того, работает ли он в указанном им месте. В официальных ответах оба государственных органа на вопрос о том, чья это функция, указывают друг на друга. Некоторых вкладчиков толкает на такой шаг не только возможность получения дополнительных денег. Похоже, что причиной этому является уверенность в государственной гарантии. Не следует забывать, что в Казахстане пенсионные накопления защищаются уникальной гарантией. Говоря проще, при назначении пенсии учитывается уровень инфляции в каждый период перечисления взносов. Благодаря этому осуществляются справедливые выплаты в соответствии с рынком.
Инвестиционная политика и пожелания казахстанцев
Для того, чтобы пенсионная система давала хорошие результаты, нужно увеличивать источники доходов. Эксперты считают важным пересмотр государственной политики в отношении изъятия части средств из Пенсионного фонда и инвестиционного курса ЕНПФ. Потому что если невыгодная позиция инвестиционного курса снизит доходность, это создаст препятствия для разработки результативного плана изъятия гражданами части средств и Пенсионного фонда.
Например, казахстанцы с начала 2024 года использовали более 370 миллиардов тенге, накопленных в Пенсионном фонде. В текущем году с этой целью подано около 2 миллионов заявок. Среди этих граждан преобладают жители Алматы — 466 353, Астаны — 452 901, Мангистауской — 213 341, Карагандинской — 180 360, Атырауской — 144 645 и Актюбинской областей — 141 916. Вкладчики старались получить деньги через такие финансовые организации, как «Халык Банк», «Отбасы банк», «Altyn Bank», «Банк ЦентрКредит», «Банк Фридом финанс Казахстан».
— В 2021 году было дано разрешение использовать часть пенсионных накоплений на определенные цели. С тех пор были исполнены более 2,3 миллиона заявок, поданных с целью улучшения жилищных условий и оплаты лечения. В банки-операторы, уполномоченные по улучшению жилищных условий, было переведено более 3,6 миллиарда тенге. Также исполнены 580 450 заявок на оплату лечения, — сказал Мурат Шарипов.
Сейчас пенсионные актив в ЕНПФ превысили 21 триллион тенге, за 9 месяцев текущего года прибавилось 3,3 триллиона тенге. Это немалая сумма и держать их в одном месте нецелесообразно. Поэтому Пенсионный фонд, в соответствии с мировой практикой, направляет деньги на инвестирование. По официальным данным ЕНПФ, на сегодняшний день пенсионные активы вложены в виде инвестиций в различные сектора.
- Государственные ценные бумаги Министерства финансов РК — 42,29%;
- Облигации квазигосударственных компаний — 9,31%;
- Государственные ценные бумаги иностранных государств — 4,25%;
- Облигации банков второго уровня — 4,56%;
- Операции РЕПО — 1,91%;
- Акции и депозитарные расписки эмитентов РК — 1,80%;
- Микрофинансовые организации — 1,66%;
- Инвестиции в национальной валюте составляют 60,79%, в долларах США — 39,20% портфеля пенсионных активов.
В результате ЕНПФ получил 2,12 триллиона тенге дохода от инвестиций. В том числе от активов, находящихся под внешним управлением — 620,16 миллиарда тенге, от переоценки иностранной валюты — 227,98 миллиарда тенге, от ценных бумаг — 98,86 миллиарда тенге.
И все же, от этих доходов и государство, как частный сектор, получает то, что ему нужно, используя для экономики. Конечно, прямого дележа нет, но оказывается влияние через стратегический план.
Например, советник председателя правления «Halyk Finance» Мурат Темирханов говорит, что Национальный банк постоянно стабилизирует денежно-кредитную политику с помощью передачи пенсионных активов банкам.
По-видимому, это уместный довод. Как мы помним, пенсионный фонд расходовался в 2008-2009 и 2015–2016 годах для «спасения» банков от кризиса.
Национальный банк в борьбе с инфляцией обращается к пенсионному фонду. Например, по официальной информации ЕНПФ, определенная часть пенсионных активов передана в доверительное управление финансовым организациям. АО «Jusan Invest» получило 9,8 миллиарда тенге, Ао «Halyk Global Markets» АҚ — 4,4 миллиарда тенге, АО «BCC Invest» — 5,2 миллиарда тенге, АО «Сентрас Секьюритиз» — 1,6 миллиарда тенге, АО «Halyk Finance» — 38,7 миллиарда тенге. Поэтому экономисты советуют большую часть инвестиций вкладывать не в банки, а в инновационные проекты и прибыльные иностранные компании.
Действительно, в пенсионной системе происходит реформа, но ее результаты показывают, что она еще требует дальнейшего усовершенствования. Исследования экспертов показывают возможность нескольких решений. Это разработка новой системы выплат, сдерживание изъятия части средств пенсионного фонда, диверсификация инвестиций. Когда эти предложения будут поддержаны — неизвестно.