Астана. 14 декабря. BM.KZ – Министерство энергетики Казахстана после атаки на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) стремится сохранить суточные объемы добычи нефти, сообщили в ведомстве в ответ на запрос «Интерфакс-Казахстан».
Как пояснили в Минэнерго, инцидент на морском терминале КТК не привел к полной остановке экспорта. Отгрузка нефти продолжается через действующую портовую инфраструктуру с соблюдением необходимых мер безопасности.
«В настоящее время министерством совместно с добывающими компаниями проводится оперативная работа по перераспределению объемов нефти. В частности, часть объемов, включая нефть с месторождения Кашаган, была оперативно перенаправлена в Китайскую Народную Республику через нефтепровод Атасу — Алашанькоу. Это использование действующего, легитимного маршрута, обусловленное технической необходимостью и коммерческими договоренностями акционеров», — говорится в ответе ведомства.
Также Минэнерго активизировало использование альтернативных экспортных маршрутов.
«Изучаются и задействуются все возможные варианты транспортировки. Логистика гибко корректируется с учетом текущих технических возможностей принимающих сторон. Главная задача ведомства на данном этапе — сохранение суточных объемов добычи на месторождениях и минимизация экономических рисков», — отметили в Минэнерго.
Работа ведомства сфокусирована на производственных и логистических процессах: обеспечении стабильности экспорта и защите экономических интересов страны, заверили в Минэнерго. Ситуация находится на постоянном контроле министерства.
Утром 29 ноября в морском порту Новороссийска в результате атаки с применением безэкипажных катеров выведено из строя выносное причальное устройство (ВПУ-2), принадлежащее КТК.
В связи с этим Минэнерго Казахстана сообщило, что задействует план по перенаправлению экспорта нефти по альтернативным маршрутам. В то же время в ведомстве отмечали, что нефть по КТК транспортируется без ограничений.
10 декабря в Минэнерго сообщили, что Казахстан перенаправит определенный объем нефти с Кашагана в КНР.
По данным Минэнерго Казахстана, атаки на КТК привели к потерям нефтедобычи Казахстана в объеме 480 тыс. тонн, но план на 2025 год будет выполнен.
КТК соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские — на шельфе Каспия — с морским терминалом в Новороссийске. Протяженность маршрута составляет 1,5 тыс. км. Система является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов из Казахстана. КТК способен транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн тонн нефти в год и до 83 млн тонн нефти в год — через РФ. В 2024 году консорциум отправил по системе 63,01 млн тонн нефти, ожидаемый объем транспортировки в 2025 году — 72-74 млн тонн.
Акционерами КТК являются Российская Федерация (в управлении «Транснефти» 24%, на балансе 7%) — 31%, Казахстан (представленный «КазМунайГазом» — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKOIL International GmbH — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
