Астана. 23 июля. /Диана Идрис/ BM.KZ – В среднем по Казахстану цены на такси выросли на 10% за год, а в некоторых регионах — почти вдвое. Редакция BM.KZ разбирается, почему так произошло, как налоговая реформа изменила рынок, и что с этим делает государство.
По данным Бюро национальной статистики, в мае 2025 года тарифы на такси выросли на 1,8% за месяц и на 10% за год (stat.gov.kz). Однако в региональном разрезе рост оказался куда резче.
Согласно обзору Finprom.kz, наибольшее подорожание зафиксировано в Шымкенте — +37,6% за год. В Туркестанской области — +23,8%, в Алматы — +18,4%. Наименьший рост — в Кызылординской области: +2,8%.
Платформа Numbeo, по данным июля 2025 года, ставит Казахстан на 94-е место среди 102 стран по стоимости такси. Средняя цена — 0,75 доллара США за километр, что выше, чем в России (0,45 $), Узбекистане (0,30 $), Кыргызстане (0,23 $) и других странах СНГ.
Почему дорожает такси
По данным Finprom.kz, с января по апрель 2025 года в Казахстане было перевезено 43,9 миллиона пассажиров — это на 97% больше, чем за тот же период 2024-го. Пассажирооборот вырос на 52,5%, до 843,4 млн пкм.
Но количество водителей не увеличилось. Причины — рост расходов на обслуживание, сезонный отток в другие сферы, а главное — налоговая реформа, которая заставила часть водителей покинуть рынок.
Обязательные ИП: водителей меньше — цены выше
С сентября 2024 года водители, работающие через агрегаторы вроде Яндекс Go, обязаны регистрироваться как индивидуальные предприниматели и платить 4% от дохода: по 1% на ИПН, пенсионные, социальные и медицинские отчисления (zakon.kz).
Для многих это стало барьером: часть водителей ушла с платформ или осталась работать неофициально. Предложение сократилось — а значит, тариф вырос.
По данным DigitalBusiness.kz, с начала 2025 года Яндекс перечислил почти 3 миллиарда тенге налогов и социальных отчислений за водителей. Всего с момента запуска системы — более 4,3 миллиарда тенге.
Как работает алгоритм
По информации Forbes Kazakhstan, в 2025 году спрос на поездки в Яндексе вырос на 28%, а средняя длина поездки — на 4,5%. При этом система динамического ценообразования продолжает автоматически повышать стоимость поездки при дефиците машин.
В итоге, если машин на линии мало — цена растёт. Алгоритм решает, сколько вы заплатите за ту же поездку, что вчера стоила вдвое дешевле. Причина не только в инфляции, а в цифровой логике: спрос есть — цена поднимается.
Что делает государство
Напомним, что в декабре 2023 года Агентство по защите и развитию конкуренции завершило проверку Яндекс.Такси и потребовало навести порядок в системе ценообразования. Речь шла о сдерживании коэффициентов, ограничении доли пиковых поездок и раскрытии формулы тарифа. Агрегатор пообещал всё исправить: внедрить тариф «Вместе» и пересчитать алгоритмы
Однако прошло полтора года, а цены продолжают расти. Алгоритм по-прежнему непрозрачен, и если реформа и была проведена, то пассажиру все еще сложно отследить, как именно формируется тариф, несмотря на заявленные меры.
Вместо вывода
Рост цен на такси — не ошибка системы, а её прямой результат. За повышением тарифа стоит не только инфляция, бензин или спрос, но и налоговая политика, уход водителей, алгоритмическая экономика и отсутствие реальной поддержки самозанятых.
Пока рынок регулируется автоматикой, а реформы внедряются без инфраструктуры, пассажиры будут платить всё больше. И чем дальше от центра, тем дороже доехать домой.
