Поведение пассажиров, нарушающих порядок и создающих беспорядки, может негативно сказаться на комфорте и общем впечатлении от полета, нанести ущерб авиакомпании, представлять угрозу для безопасности полета и стать причиной задержки рейса. О видах нарушений на борту самолетов и мерах наказания в разных странах читайте в материале агентства Kazinform.
Растет число авианарушителей
Согласно Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), авиакомпании и правительства продолжают выражать обеспокоенность частотой и тяжестью инцидентов с нарушением порядка и хулиганским поведением пассажиров на борту самолётов. Эти инциденты включают в себя насилие в отношении экипажа и других пассажиров, домогательства, словесные оскорбления, курение, отказ следовать инструкциям по безопасности, а также другие формы буйного поведения. Хотя такие действия совершаются меньшинством пассажиров, их влияние непропорционально велико. Они создают неудобства, могут угрожать здоровью и безопасности других пассажиров и экипажа, а также приводить к значительным сбоям в работе и финансовым затратам для авиакомпаний.
По последним данным ИАТА, наблюдается рост числа сообщений о нарушениях порядка среди пассажиров. Согласно более чем 24 500 отчетам об инцидентах от более 50 операторов по всему миру, в 2023 году на каждые 480 рейсов приходился один инцидент, тогда как в 2022 году – один на каждые 568 рейсов. Наиболее частым нарушением было несоблюдение инструкций экипажа. Однако также увеличилось количество сообщений о словесных оскорблениях и физических нападениях в 2023 году.
Степени тяжести
Нарушение порядка со стороны пассажиров может варьироваться от словесных оскорблений до попыток проникнуть в кабину экипажа.
Согласно ИАТА, можно классифицировать поведение на четыре уровня.
Уровень 1: Незначительный
Данный уровень включает намеренное несоблюдение правил и норм безопасности. Например, шумное поведение, особенно в группах, а также споры с другими пассажирами или экипажем.
Уровень 2: Умеренный
Этот уровень включает физическую агрессию, непристойные действия или физический контакт. Также сюда можно отнести причинение ущерба оборудованию или элементам самолета.
Уровень 3: Серьезный
Третий уровень включает опасное поведение. Например, демонстрацию или использование оружия, а также намерение или угрозу причинить физический вред.
Уровень 4: Взлом кабины экипажа
Данный уровень включает попытку угона самолета, саботаж и реальную угрозу смерти.
Большинство зарегистрированных инцидентов с недисциплинированными пассажирами классифицируются как уровень 1, который обычно носит вербальный характер. В большинстве таких случаев бортпроводники могут успешно урегулировать ситуацию. Однако это не означает, что такие инциденты следует недооценивать, так как всегда существует риск их усугубления, они отвлекают внимание экипажа и нарушают порядок и дисциплину на борту. Если пассажир находится в состоянии опьянения, но не ведет себя буйно или нарушает порядок, это также, вероятно, будет классифицировано как инцидент уровня 1.
Инциденты уровней 2 и 3 носят физический характер и могут быть очень опасными как для экипажа, так и для других пассажиров. В случае, когда неуправляемый пассажир нападает на члена экипажа, травма может лишить его возможности выполнять основные обязанности. Также существует угроза безопасности, если буйные пассажиры повреждают или вмешиваются в работу важного оборудования самолета.
С небес на землю
Согласно Международной организации гражданской авиации (ИКАО), пассажир, нарушивший порядок, может попадать под действие законов одной или нескольких стран. Это зависит от национального законодательства, действующего в этих странах, а также от того, является ли страна участником Монреальского протокола 2014 года и ввела ли она соответствующее законодательство, обеспечивающее законную силу в своей юрисдикции. Применимое национальное законодательство также зависит от того, возвращается ли рейс в страну отправления, продолжается ли до страны назначения или перенаправляется в другое государство.
Каждая страна в своем законодательстве определяет конкретные правонарушения и назначает за них определенные наказания или штрафы. За нарушения могут быть применены различные меры: от уголовного преследования до гражданских и административных санкций, в зависимости от тяжести правонарушения. Авиакомпании и аэропорты могут взаимодействовать с правоохранительными органами и авиационными властями.
США
Инциденты, в которых пассажиры авиакомпаний нарушают полеты угрожающим или агрессивным поведением, остаются постоянной проблемой, и авиакомпании отмечают резкий рост таких случаев с 2021 года, говорится на сайте Федерального управления гражданской авиации США (FAA).
FAA может предложить штраф до $37 000 долларов за нарушение в таких случаях. При этом один инцидент может привести к нескольким штрафам. Также случаи передаются в ФБР при наличии оснований, и пассажиры-нарушители могут быть привлечены к уголовной ответственности. К тому же неподобающее поведение может привести к включению в черный список (запрет на полеты) авиакомпании.
Великобритания
Согласно информации управления гражданской авиации Великобритании, нарушающее порядок поведение пассажиров, помимо угрозы безопасности, может иметь серьезные последствия, включая судебное преследование. Авиакомпании имеют право отказать в перевозке пассажирам, которых они считают потенциальной угрозой безопасности самолета, экипажа или пассажиров.
Наказание за нарушение порядка варьируется в зависимости от его тяжести. Например, за состояние алкогольного опьянения на борту самолета предусмотрен штраф в размере £5 000 и до двух лет лишения свободы. За действия, угрожающие безопасности самолета, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, нарушителей могут также обязать возместить авиакомпании стоимость перенаправления, которая обычно составляет от £10 000 до £80 000.
Испания
В последние годы значительно возросло количество жалоб на пассажиров, связанные с неподобающим или конфликтным поведением во время коммерческих рейсов. Такие инциденты представляют собой не только задержки, операционные сбои и значительные расходы для авиакомпаний, но и серьезную угрозу безопасности полетов. За незначительные нарушения предусмотрены предупреждение или штраф в размере от 60 до 45 000 евро, согласно Испанскому агентству безопасности полетов (AESA).
Сингапур
Безопасность в салоне – это ответственность каждого, отмечается на сайте управления гражданской авиации Сингапура. Чтобы минимизировать травмы и летальные исходы во время полета, все играют важную роль в обеспечении безопасности пассажиров и экипажа на борту.
Серьезным правонарушением считается курение в туалете самолета, вмешательство в работу дымовых датчиков и использование электронных сигарет на всех самолетах, зарегистрированных в Сингапуре. Пассажиры, признанные виновными, могут быть оштрафованы на сумму до $5 000 долларов или приговорены к лишению свободы сроком до 12 месяцев, или же к обоим наказаниям.
Также за вмешательство в работу оборудования самолета, удаление предметов, таких как спасательные жилеты и ремни безопасности, пассажиры могут быть оштрафованы на сумму до $100 000 долларов или приговорены к лишению свободы сроком до 5 лет, или к обоим наказаниям одновременно.
Число нарушений продолжает расти и разные страны уже принимают меры, такие как наложение штрафов, запрет на полеты и уголовные наказания.
Согласно ИАТА, для решения проблемы с буйным и нарушающим порядок поведением на рейсах требуется двусторонний подход, который сосредоточен на усилении международных правовых мер, а также на улучшении предотвращения и управления такими инцидентами.