Стоимость барреля нефти на мировом рынке остается все еще одним из важнейших и чувствительных показателей для казахстанской экономики. В последнее время из-за нарастающей угрозы в секторе Газа и спада показателей технологических компаний все чаще звучат месседжи о надвигающемся экономическом кризисе. На сегодня фьючерсы топлива достигли уровня в 75-78 долларов за баррель. Корреспондент агентства Kazinform спросил у казахстанских финансистов и экономистов: есть ли реальные предпосылки для экономических потрясений в этом году?
По словам финансового аналитика Армана Бейсембаева, цены на нефть сейчас оказались на своем оптимальном уровне, когда они выгодны производителям и потребителям. Однако на графике виден спад, который постепенно приближает стоимость барреля к нижней границе этого комфортного коридора. Бейсембаев уверен, что в этом виноваты ожидания участников рынка. Опубликованный США отчет о росте безработицы в июле 2024 года до 4,3% вызвал у них тревогу, так как отражает снижение темпов появление новых рабочих мест и является дополнительным признаком более широкого спада в экономике страны. По данным американского бюро экономической статистики, рост ВВП США также замедлился.
— И это первый признак того, что скорее всего Соединенным Штатам придется понижать процентную ставку для поддержания экономики. И надо сказать, что это отразилось не только на ценах на нефть. Сыпаться начал фондовый рынок и в Японии, и в Штатах, и в Европе, — заявил он.
Финансист отметил, что ведущие мировые технологические компании также пострадали от экономической неопределенности. Он напомнил, что один из крупнейших производителей процессоров в мире Intel оказался вынужден сократить 15 тысяч сотрудников.
— Официально можем утверждать, что это начало какого-то большого кризиса. Насколько глубоким он будет – не знаю, мы можем различать пока еще мелкие трещины на мировой экономической карте. Мы находимся на стадии развития и раскручивания этой кризисной спирали, — считает Бейсембаев.
Он предположил два сценария развития событий. Первый – мягкий, при нем резкого спада цен на нефть не будет. В ином случае, стоимость барреля может вообще оказаться на уровне 40-50 долларов. Однако ситуация прояснится в ближайшие две-три недели.
Экономист и генеральный директор Центра исследований прикладной экономики AERC Жаныбек Айгазин считает, что падение цен на нефть может быть связано с множеством причин. Это и рост безработицы в США, опасения о возможной рецессии и несоблюдение соглашения по добыче нефтепродуктов странами ОПЕК и ОПЕК+.
Он подчеркнул, что нефть — это пока единственный монопродукт, который Казахстан экспортирует, и потому его цена сильно влияет на экономику страны. Айгазин отметил, что за первую половину 2024 года республиканский бюджет пополнился только на 43%, хотя должен быть заполнен примерно наполовину. При этом годовой объем налоговых поступлений составил всего треть от общего значения.
— Представляете, да, какая сумма недобора? Мы всего лишь только одну треть собрали. В каком состоянии сейчас государственные финансы? Ситуация не очень хорошая. С учетом опасений об ухудшении состояния мировой экономики, казахстанскую нефть будет покупать по меньшим ценам. Это снизит наш доход, меньше получит у нас Национальный фонд, — пояснил он.
Отметим, что правительство Казахстана в своих расчетах бюджета на 2024-2028 годы использует уровень цен на нефть на уровне 80 долларов за баррель. Рост ВВП прогнозируется на уровне 5,8%. Тем временем, Президент РК Касым-Жомарт Токаев утвердил Национальный план развития Казахстана до 2029 года, и в нем говорится о заморозке проекта по освоению месторождения Кашаган, хотя рост объемов добычи нефти все же вырастет.
Ранее Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) в своем отчете предложило повысить предельные цены на нефтепродукты и ослабить контроль над рынком. При этом Министерство энергетики РК пообещало компенсировать объемы перепроизводства нефти, которое произошло с начала 2024 года на фоне обвинений в адрес Казахстана о превышении объемов, выделенных квотой. Период, в течение которого Казахстан будет снижать производство, продлится до конца сентября 2025 года.