Астана. 26 ноября. BM.KZ – Вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин и председатель Национального банка Тимур Сулейменов провели первое заседание рабочей группы по внедрению цифрового тенге в сферу государственных финансов.
На среднесрочный период поставлена задача внедрить цифровой тенге при реализации не менее 100 государственных проектов. Для этого Национальный банк совместно с Министерством финансов уже реализуют транзитную модель интеграции. Целевая модель предусматривает создание единого окна для Комитета казначейства МФ, автоматизацию процессов по эмиссии и погашению цифрового тенге, а также выстраивание подходов к управлению ликвидностью.
Советник председателя Национального банка – руководитель цифровой трансформации Бинур Жаленов представил ход внедрения и планы по масштабированию. В настоящее время в пилотном режиме апробируются несколько проектов по использованию цифрового тенге: два проекта по среднему ремонту дорог в Павлодарской и Атырауской областях и проект по выделению ваучеров на получение бесплатного горячего питания учащимся школ в Астане. В проработке – пилоты по внедрению окрашенных денег при реализации нацпроекта «Модернизация энергетического и коммунального секторов», в программу поддержки предпринимателей по линии Фонда «Даму», при госзакупках Комитета госдоходов.
Маркированные цифровые бюджетные средства могут быть использованы только строго на цели, прописанные в контракте. Их нельзя конвертировать в наличные или безналичные деньги. Маркировка снимается только после полного исполнения работ или услуг, подтверждения поставок конечным производителям или завершения условий договора.
Это делает цифровой тенге гибким инструментом автоматизации и контроля целевого использования бюджетных средств.
Пилотные проекты выявили ряд вопросов, которые необходимо решить до масштабирования.
При ремонте дорог для внедрения цифрового тенге необходима единая методика нормирования товаров, работ и услуг. Также требуется оцифровка проектно-сметной документации с окрашенной детализацией всех товаров и услуг. Для этого необходима интеграция платформы цифрового тенге с эталонными базами данных производителей или лицензированных поставщиков товаров, сертифицированных для ремонта дорог. Также требуются методология проверки транзакций и алгоритмы сверки стоимостей.
«По итогам пилота мы увидели существенные расхождения в стоимости отдельных материалов и услуг. Без отраслевой экспертизы невозможно объективно оценить причины этих расхождений», — отметил Бинур Жаленов.
Кроме того, для оплаты через цифровой тенге все участники цепочки – заказчики, генподрядчики и субподрядчики — должны иметь счета в цифровом тенге в системе «е-Договоры».
