Сегодня в Узбекистане стартует первый саммит «Центральная Азия + Европейский Союз». В преддверии этого Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев дал эксклюзивное интервью телеканалу Euronews, поделившись своими взглядами на перспективы сотрудничества между регионом и Европейским Союзом, передает агентство Kazinform.
Поделиться:
— В последние годы мир стремительно меняется: нестабильность, экономические риски, климатические проблемы. Все это требует новых форматов сотрудничества. Саммит в Самарканде становится ключевым моментом в отношениях Центральной Азии и ЕС. Почему именно сейчас взаимодействие усиливается?
— Наши регионы связывают глубокие исторические корни, совпадающие интересы, а также объективное стремление к тесному партнерству. У нас сформировано четкое видение повестки взаимодействия с Европейским Союзом, основанное на почти тридцатилетнем опыте сотрудничества.
Наше партнерство с Евросоюзом — это отношения с двусторонним движением, от которого выгоду должны извлекать обе стороны.
Формат сотрудничества «Центральная Азия — Европейский Союз» является уникальной платформой взаимодействия и не имеет аналогов по своему масштабу и институциональному охвату. Европейский Союз, объединяющий 27 государств, включая три страны «Большой семерки» (Германию, Францию и Италию), является крупнейшим интеграционным объединением, выстраивающим с Центральной Азией системное взаимодействие на межрегиональном уровне. Сотрудничество с ЕС охватывает широкий спектр направлений — от экономики и инвестиций до устойчивого развития, безопасности и цифровой трансформации — и основано на долгосрочных стратегических приоритетах.
Мы регулярно встречаемся с европейскими коллегами. Заметно участились визиты в регион лидеров ведущих стран мира. Узбекистан установил стратегическое партнерство с Италией, Венгрией и Францией. Германия и страны Центральной Азии стали региональными стратегическими партнерами.
Сегодня Евросоюз последовательно развивает торговые и инвестиционные связи с государствами Центральной Азии. За последние семь лет товарооборот стран Центральной Азии с ЕС вырос в четыре раза, составив 54 миллиардов евро.
Мы с удовлетворением наблюдаем усиление интереса европейского бизнеса к возможностям торгового и инвестиционного взаимодействия с Узбекистаном и другими странами региона.
Позитивные процессы, которые наблюдаются в регионе, повышают интерес к Центральной Азии, превращая регион в важного партнера мировых держав и ведущих государств на геополитически важном перекрестке магистральных маршрутов между Востоком и Западом, Севером и Югом. Отражением этого являются форматы «ЦА плюс», которые позволяют поддерживать открытый диалог, создавая благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон.
В этих условиях установление стратегического партнерства между странами нашего региона и Европейским Союзом на саммите в Самарканде откроет новые направления в развитии межрегионального сотрудничества и взаимосвязанности.
— Как бы Вы охарактеризовали ключевые перемены, произошедшие в регионе за последние годы, и какие приоритеты Вы ставите на период председательства Узбекистана в Центральноазиатской пятерке?
— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Центральная Азия является главным приоритетом во внешней политике Узбекистана в связи с рядом факторов. Во-первых, если взглянуть на политическую карту современного мира, станет очевидно, что подавляющее большинство вооружённых конфликтов, противостояний и вспышек насилия происходят между соседними государствами. Это касается и Ближнего Востока, и постсоветского пространства, и Южной Азии, и Африки, а также других регионов мира.
К сожалению, Центральная Азия не стала исключением. В разные периоды здесь происходили вооруженные столкновения, ситуация осложнялась нерешенными территориальными спорами, водно-энергетическими проблемами, транспортно-коммуни-кационными вопросами, а также вызовами в сфере безопасности. Все это не могло продолжаться бесконечно. Противоречия обострялись, разногласия углублялись, и складывающаяся непростая обстановка несла серьезную угрозу безопасности региона.
Осознавая эту реальность, мы приняли стратегическое решение: шаг за шагом выстраивать в Центральной Азии конструктивные, добрососедские и взаимовыгодные отношения с соседними государствами. В основе этого подхода — взаимное доверие и уважение, учет и признание общих интересов.
Центральная Азия за последние годы претерпела глубинную трансформацию, приобрела новый облик как пространство конструктивного диалога, доверия и всестороннего сотрудничества. Это стало возможным благодаря общей политической воле лидеров наших стран, и сегодня мы можем с уверенностью говорить о необратимости этого процесса.
Когда в 2017 году на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Узбекистан выступил с инициативой проведения Консультативных встреч, мы исходили из простой, но важной идеи: никакие внешние партнеры не смогут помочь нам выстроить мир, стабильность и процветание в регионе, если мы сами не начнем с доверительного и откровенного диалога. Этот процесс показал свою эффективность. Сегодня мы решаем самые сложные вопросы за столом переговоров, координируем совместные инициативы и уверенно движемся вперед.
В этом году в Ташкенте состоится уже 7-я Консультативная встреча. На таких встречах мы не просто обсуждаем повестку дня и «сверяем часы», а уже принимаем конкретные решения, которые меняют облик региона. Одним из ярких примеров недавнего времени стало полное урегулирование вопроса делимитации государственной границы между Кыргызстаном и Таджикистаном. Это прорыв, к которому стороны шли долгие годы.
Для стимулирования торговли создаются приграничные торговые зоны, запускаются совместные инвестиционные фонды, реализуются крупные инфраструктурные и индустриальные проекты.
Центральная Азия становится важным звеном глобальных транспортных цепочек. Мы активно развиваем Транскаспийский и Трансафганский транспортные коридоры, которые позволят расширить выход наших стран на ключевые мировые рынки.
Таким образом, Центральная Азия больше не находится на задворках истории, а превращается в динамично развивающийся регион, формирующий свою стратегическую повестку. Политическая консолидация, достигнутый высокий уровень доверия и совместные экономические инициативы в регионе позволили создать новые возможности для устойчивого развития.
В период председательства в Центральноазиатской пятерке Узбекистан будет уделять особое внимание трем ключевым направлениям: укреплению региональной безопасности, углублению экономической интеграции и экологической устойчивости.
Перед нами стоит исторический шанс сделать наш регион не только устойчивым, но и процветающим. Я убежден, что совместными усилиями мы сможем реализовать этот потенциал.
— Центральная Азия — один из немногих регионов, обладающих значительными запасами энергоресурсов и огромным потенциалом для развития возобновляемой энергетики. Какую роль может сыграть ваш регион в обеспечении энергетической стабильности Европы, особенно учитывая последние тенденции к использованию возобновляемых источников энергии?
— Центральная Азия может стать надежным партнером, способным не только обеспечить стабильность поставок энергоресурсов, но и внести значительный вклад в глобальную декарбонизацию.
Громадный потенциал сотрудничества связан с реализуемым с участием стран Центральной Азии проектом создания «зеленого стратегического коридора» через Каспий и Черное море в Европу. Его осуществление заложит прочную основу нашей взаимовыгодной энергетической взаимосвязанности.
Важной институциональной платформой взаимодействия в возобновляемой энергетике может стать учреждение Партнерства «Центральная Азия — ЕС» по чистой энергетике, что позволит наладить сотрудничество по производству «зелёного» водорода и аммиака, а также биотоплива в целях их широкого применения вместо ископаемого топлива.
В настоящее время Узбекистан и другие страны региона активно расширяют потенциал возобновляемой энергетики. Реализация проектов в сфере «зеленой» энергетики и климата будет способствовать развитию рынка «углеродных кредитов» в регионе Центральной Азии. Этот механизм позволит предприятиям привлекать инвестиции в экологически чистые технологии, а также станет платформой для международного сотрудничества в области торговли углеродными квотами.
В дополнение к уже введенным 14 новым солнечным и ветровым электростанциям мы намерены реализовать более 50 подобных проектов общей мощностью 24 тысячи мегаватт.
Планируем довести в ближайшие пять лет долю возобновляемых источников энергии до 54%. Это позволит снизить объемы выбросов парниковых газов почти на 16 миллионов тонн и будет способствовать досрочному выполнению принятых Узбекистаном обязательств по сокращению выбросов парниковых газов на 35% в рамках Парижского соглашения.
Еще одним значимым направлением является модернизация энергосистем, что позволит повысить их эффективность и сократить углеродный след.
— Как вы оцениваете перспективы обсуждения вопросов безопасности на предстоящем саммите? Какие сферы сотрудничества между Центральной Азией и ЕС представляют для вас особый интерес?
— Мы являемся свидетелями глубокой трансформации системы международных отношений. В мире происходят масштабные изменения, последствия которых пока трудно предсказать.
Обеспечение региональной безопасности всегда было и продолжает оставаться одним из важнейших приоритетов для стран Центральной Азии. Именно поэтому, в 2023 году мы поставили задачу вынести на экспертное обсуждение новую повестку сотрудничества стран Центральной Азии и ЕС в этой сфере.
Мы понимаем, что наш регион и Евросоюз сталкиваются с общими угрозами и вызовами в сфере безопасности, в том числе в борьбе с терроризмом, экстремизмом и транснациональной преступностью, включая незаконный оборот наркотиков.
В этой связи сотрудничество с Европейским Союзом в области безопасности является одним из ключевых направлений нашего взаимодействия.
С учетом современных реалий, считаем важным не только продолжать кооперацию в рамках уже действующих программ, но также разрабатывать новые инициативы, направленные на противодействие киберугрозам и экстремизму.
— Как Центральная Азия и ЕС могут совместно противостоять климатическим угрозам и какие имеются возможности для партнерства?
— Климатические изменения — это вызов, который уже невозможно игнорировать. Центральная Азия сталкивается с засухами, таянием ледников и нехваткой воды, Европа — с аномальной жарой, пожарами и изменением экосистем.
Центральная Азия, будучи одним из наиболее уязвимых к изменению климата регионов, осознает свою ответственность и готова работать с Европой над долгосрочными решениями.
Безусловным приоритетом для нас выступает продвижение «зеленой» повестки в Центральной Азии.
В ходе Самаркандского саммита мы намерены представить проект Региональной концепции «зеленого» развития. Она призвана заложить прочный фундамент эффективного регионального партнерства в сфере рационального природопользования и внедрения «зеленых» технологий.
Мы предлагаем развитие «Зеленого партнерства ЕС — Центральная Азия», в рамках которого можем объединить усилия в финансировании проектов по возобновляемым источникам энергии, экосистемному восстановлению и цифровому мониторингу климата.
Считаем важным консолидацию усилий в сфере водосбережения.
Здесь мы видим большие возможности для партнерства с Европейским Союзом — от модернизации ирригационной инфраструктуры до совместного мониторинга ледников и внедрения передовых водосберегающих технологий.
Мы рассчитываем на расширение сотрудничества с ЕС, включая использование европейского опыта государственно-частного партнерства.
Важным приоритетом является восстановление экосистем и биоразнообразия.
Мы уже инициировали проект «Зеленый пояс Центральной Азии» — масштабную программу по озеленению деградированных территорий, в том числе в Приаралье.
В этом направлении видится большой потенциал для партнерства с ЕС.
Приоритетное внимание также отводим совершенствованию образования и проведению научных исследований в экологической сфере. В прошлом году открыли первый в регионе «Зеленый» университет, он может послужить эффективной площадкой для проведения совместных исследований и внедрения инноваций.
— Каковы Ваши ожидания от предстоящей встречи на высшем уровне? Какие результаты Вы хотели бы увидеть по итогам саммита?
— Предстоящий саммит станет поистине историческим, поскольку впервые соберет в одном месте лидеров пяти центральноазиатских стран и ЕС.
Мы ожидаем, что предстоящий саммит станет важной вехой в развитии отношений между Центральной Азией и Европейским Союзом. В последние годы наше взаимодействие вышло на качественно новый уровень.
Рассчитываем на углубление политического диалога и выработку новых механизмов взаимодействия, которые позволят сделать наше сотрудничество более системным и ориентированным на долгосрочные цели. Важным пунктом повестки станет обсуждение межрегионального взаимодействия, особенно в таких сферах, как экономика, торговля, энергетика и транспорт.
Одним из ключевых результатов саммита должно стать подписание Самаркандской декларации, которая отразит общее стремление сторон к установлению стратегического партнерства. Эта декларация не только закрепит достигнутые договоренности, но и заложит основу для углубления связей между нашими регионами.
Мы надеемся на достижение конкретных договоренностей по расширению инвестиционного взаимодействия, внедрению совместных инфраструктурных проектов, поддержке инноваций и цифровых решений.
Конечно, многие вопросы получат свои ответы по итогам саммита. Однако уже сейчас можно сказать, что эта встреча станет шагом к созданию устойчивого, взаимовыгодного партнерства между Европейским Союзом и Центральной Азией, основанного на общих интересах, доверии и стремлении к совместному развитию.
— Если бы у Вас была возможность передать европейским лидерам и гражданам один ключевой посыл, каким бы он был?
— Пользуясь сегодняшней возможностью, хотел бы обратиться к нашим европейским партнерам.
Центральная Азия открыта для диалога и расширения взаимодействия. Мы выступаем за конструктивное сотрудничество, основанное на принципах взаимной выгоды и доверия, в интересах устойчивого развития и повышения благосостояния наших народов.
Мы высоко ценим поддержку Европейским Союзом наших стремлений к открытости региона, его процветанию и укреплению субъектности. Особенно важно, что ЕС разделяет нашу цель — трансформацию Центральной Азии в сплоченный и динамично развивающийся регион, готовый к открытому и равноправному партнерству со всеми заинтересованными сторонами.
Предстоящий саммит станет важной вехой в наших отношениях. Мы убеждены, что итоги встречи в Самарканде откроют перед нами новые перспективы для дальнейшего взаимодействия.