• QAZ
  • О нас
  • Контакты
Menu
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
Facebook Instagram TikTok Telegram YouTube
  • QAZ
  • RUS
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
Menu
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
QAZ
Главная страница » Страны Центральной Азии строят новые транспортные коридоры и меняют логистику

Страны Центральной Азии строят новые транспортные коридоры и меняют логистику

16 марта, 2024 Новости

Геополитическая турбулентность в мире кардинально меняет инфраструктуру транспортных потоков в Центральной Азии. Азиатские страны стремятся отправлять свои грузы в Европу по историческому Великому Шелковому пути. Какое развитие в настоящее время получила логистика грузоперевозок в центральноазиатских странах, читайте в материале собственного корреспондента агентства Kazinform.

Что стало триггером экономическому развитию стран Центральной Азии

Эксперты считают, что положительными факторами для увеличения объема грузоперевозок является развитие экономических отношений между странами Центральной Азии и их соседями, а также с другими мировыми игроками. Вложения в инфраструктуру, такие как строительство или модернизация автодорог, железных дорог, портов и терминалов грузоперевозок, подписание торговых соглашений между странами региона или с другими странами может стимулировать грузоперевозки и транзит через Центральную Азию. Политическая стабильность в регионе также играет ключевую роль в обеспечении безопасности и предсказуемости для грузоперевозок.

Примечательно, что геополитическая турбулентность в мире расширила возможности стран ЦА на привлечение новых источников инвестиций и заключение транспортных соглашений с Евросоюзом. В пакет договоров будут входить не только собственно транспортные темы, но также страхование, безопасность, информационное обеспечение и прочие капиталоемкие сферы сотрудничества.

Новые транспортные маршруты

Страны Центральной Азии готовы к значительным преобразованиям в своей логистике, поскольку планы по созданию новых транспортных коридоров набирают обороты. Среди ключевых — начало строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан для мультимодальных грузовых перевозок, что станет важной вехой в развитии региональных связей и упрощении процедур торговли.

В развитие этой инициативы разрабатываются два дополнительных маршрута. Первый маршрут направлен в Европу, в то время как второй маршрут направлен на юг. Маршрут на юг, начинающийся из Бишкека через контрольно-пропускной пункт «Достук» в Ошской области, пройдет через Узбекистан и Туркменистан, прежде чем пересечь Каспийское море на пароме и добраться до порта Оля в Астраханской области России. Примечательно, что транзит грузов из Узбекистана в Туркменистан будет осуществляться через узбекский контрольно-пропускной пункт «Алят-Фарап», что подчеркивает стратегическое значение этого формирующегося транспортного коридора.

На этом фоне предстоящий саммит глав государств Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана в Ашхабаде, который запланирован на 4 августа, призван активизировать дискуссии по развитию транспортных коридоров, особенно актуальных для Узбекистана, не имеющего выхода к морю.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин отмечает, что ожидается обсуждение новых транспортных коридоров, включая мультимодальный Южный транспортный коридор, тем самым эксперт подчеркивает приверженность региона укреплению транспортных связей и торговли.

транспорт в ца
Фото: Midjourney

Директор Центра исследовательских инициатив «Мано» (Узбекистан) Бахтиер Эргашев отмечает ключевую роль Туркменистана в содействии региональным связям, особенно в создании Трансиранского коридора из Узбекистана в Иран. Поскольку ситуация с безопасностью в Афганистане остается нестабильной, Эргашев подчеркивает стратегическую важность альтернативных маршрутов, включая коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран. Более того, положение Туркменистана как шлюза к морским портам Турции и Средиземному морю через Транскаспийский международный транспортный коридор говорит о его важности в содействии региональной торговле и экономической интеграции.

Таджикистан также может извлечь выгоду из этих событий, учитывая его географические ограничения в доступе к Каспийскому морскому порту. Синергия между Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном в развитии транспортных коридоров в южном направлении открывает огромные перспективы для укрепления региональных связей и раскрытия экономических возможностей.

Логистическая стратегия Казахстана

Для Казахстана развитие транспортных коридоров в южном направлении представляет собой стратегический императив, особенно в плане облегчения транспортировки казахстанского зерна в Афганистан по туркменскому направлению. Поскольку Казахстан становится крупнейшей экономикой в регионе, оптимизация транспортных коридоров призвана укрепить региональную торговлю и экономическую интеграцию.

В сентябре 2023 года Президент Касым-Жомарт Токаев изложил амбициозное видение Казахстана по укреплению его позиций в качестве ключевого транзитного узла в Евразии, который в конечном итоге превратится в мощную транспортную и логистическую державу. В своем послании Президент Казахстана подчеркнул стратегическую важность использования географического преимущества страны на пересечении мировых торговых путей для стимулирования развития транспортно-логистической отрасли.

— Динамичное развитие сектора транспорта и логистики является стратегическим императивом, — отметил Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув необходимость увеличения вклада сектора в ВВП как минимум до 9% в течение следующих трех лет, по сравнению с текущими 6,2%.

Для достижения этой цели Казахстан намерен приступить к реализации ряда преобразующих транспортных проектов, направленных на укрепление транспортной связности и облегчение беспрепятственного перемещения товаров по региону.

Расширение железнодорожной линии Достык-Мойнты и строительство новых участков, таких как Бахты-Аягоз и Дарбаза-Мактаарал укрепит связи с соседними странами, в частности с Китаем и Узбекистаном. Кроме того, в настоящее время разрабатываются планы строительства объездной железной дороги вокруг Алматы для уменьшения заторов и повышения эффективности.

Краеугольным камнем логистической стратегии нашей страны является Транскаспийский маршрут, обеспечивающий прямую связь между Китаем и Европой. Глава государства подчеркнул необходимость совместных усилий со странами-партнерами, такими как Китай, Азербайджан, Грузия и Турция, для максимального использования потенциала маршрута. Соглашения уже подписаны с Азербайджаном и Грузией, что свидетельствует о согласованных усилиях по укреплению региональных связей и упрощению процедур торговли.

В рамках государственного визита Главы государства в Азербайджан 11-12 марта, значимым событием стало участие президентов Казахстана и Азербайджана в церемонии прибытия контейнерного блок-поезда с нового казахско-китайского транспортно-логистического центра в Сиане на станцию Апшерон (Азербайджан) по маршруту Транскаспийского международного транспортного маршрута. Выступая на церемонии Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что сегодня в условиях глобальной геополитической турбулентности выстраивается новый транспортно-логистический каркас Евразии.

транспорт в ца
Фото: Akorda

— Помимо ресурсов, сейчас во всем мире обостряется борьба за доступ именно к транспортно-логистическим возможностям. Это стратегическая сфера. Отрадно, что и Казахстан, и Азербайджан здесь тесно взаимодействуют как естественные партнеры. И сегодняшняя церемония открытия железнодорожного маршрута от порта Сиань по территории Казахстана в Азербайджан о многом говорит, — заявил Глава государства.

Стремясь диверсифицировать доступ к морским путям, Казахстан также уделяет приоритетное внимание развитию транспортного коридора Север-Юг, обеспечивающего доступ к Персидскому заливу и Индийскому океану. Планируется начать модернизацию казахстанского участка железнодорожной линии Болашак-Челябинск, что проложит путь к расширению связей и торговых возможностей.

В свете роста морских перевозок важным направлением становится развитие комплексной морской инфраструктуры с акцентом на превращение порта Курык в полноценный логистический центр, подобный Актау. Также разрабатываются планы по созданию контейнерного хаба в Актау, что еще больше расширит морские возможности Казахстана.

логистика в ца
Фото: Midjourney

В дополнение к железнодорожной и морской инфраструктуре Казахстан готов оживить свою авиационную и шоссейную сети. Встает необходимость превращения аэропортов в ключевых городах в мультимодальные центры, предоставляющие эффективные логистические услуги. Одновременно принимаются меры по устранению недостатков в секторе автомобильных дорог, предусматривающие строгие правила и усиленный надзор, направленные на обеспечение своевременного и качественного строительства дорог. В Казахстане готовятся к осуществлению комплексных усилий по реконструкции, с планами реконструировать более 4000 километров автомобильных дорог к 2029 году.

Уделяя приоритетное внимание развитию инфраструктуры и укрепляя сотрудничество с региональными партнерами, Казахстан готов стать ключевым игроком в формировании будущего евразийской торговли и транспорта.

В странах Центральной Азии растут объемы грузоперевозок

Страны Центральной Азии фиксируют рост грузоперевозок. Транзит грузов через территорию Казахстана только за январь-ноябрь 2023 года вырос на 21% по сравнению с 2022 годом и составил 29 млн тонн. В целом за 2023 год перевезено 980,7 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем в 2022 году. Объем инвестиций в отрасль вырос более чем в полтора раза до 1,8 трлн тенге. Их основная часть идет на развитие инфраструктуры для увеличения объемов и качества перевозок.

В Узбекистане в 2023 году международные грузовые перевозки достигли 59,2 млн тонн, то есть 110,4% от показателя 2022 года. При этом поток импортных грузов почти вдвое превышает экспорт. В РУ завезено 29,7 млн тонн грузов, вывезено — 15,5 млн тонн. Прирост показателей составляет 114,1% и 100,8% соответственно. Объем транзитных грузов, провезенных по территории Узбекистана, составил 13,9 млн тонн.

В Кыргызстане за 2023 год общий объем перевозимых грузов по всем видам транспорта составил 51 млн тонн, что на 6,7 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Из общего объема грузов 41,2 млн тонн были перевезены автомобильным транспортом, что подтверждает высокую активность дорожного движения. Железнодорожные перевозки также имели значительную долю, составив 9,3 млн тонн грузов.

Глава Министерства транспорта Таджикистана сообщил, что в январе-ноябре 2023 года объем грузовых перевозок составил 32,6 млн тонн, что на 14% больше, чем с аналогичным периодом 2022 года. Объем международных перевозок грузов составил 2,2 млн тонн или 100, 5% от аналогичного периода прошлого года. Международные перевозки, в основном, осуществлялись с Китаем, Узбекистаном, Афганистаном, Казахстаном, Россией, Турцией и Ираном.

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Туркменистана в 2023 году стал транспортный комплекс. За 11 месяцев 2023 года в этой сфере отмечен значительный рост объемов работ и услуг – на 21,3%. Как сообщает издание vestiabad.ru, объемы грузоперевозок выросли на 3,9%. Высокие темпы роста показали все отрасли: железнодорожный транспорт – 6,5%, автомобильный – 17%, воздушный – почти в 2 раза, морской и речной – 5,2%.

инфографика
Инфографика: Kazinform

Экономические выгоды для ЦА и Азербайджана

Масштабные производства разворачиваются в Казахстане и Узбекистане. В эти страны перенесли часть мощностей крупные западные компании, ушедшие из России. Сюда же в поисках дешевого газа и электричества идут европейские компании. Производство в Центральной Азии развернули или готовятся запустить десятки гигантов, в том числе Samsung, Nestle, Glock.

Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде отмечает, что в последнее время как европейские, так и китайские компании активно присматриваются к Среднему коридору, проходящему через территории стран Центральной Азии и Южного Кавказа.

— Центральным звеном этого коридора является Транскаспийский международный транспортный маршрут. Перевозки по нему в сравнении с прошлым годом выросли в два раза — до 2,5 млн тонн. Но и это не предел. Ожидается, что в самом ближайшем будущем этот показатель вырастет как минимум вдвое. Для этого между Азербайджаном, Грузией, Турцией и Казахстаном подписана «дорожная карта», в соответствии с которой каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры. Как в Китае, так и в Европе хорошо осведомлены об этих планах и заявляют об их поддержке, — говорит политолог.

По мнению эксперта, для получения экономических выгод от трансконтинентальных перевозок через Азербайджан Баку должен гарантировать мир в Карабахе.

— Полная стабилизация ситуации на Южном Кавказе создает благоприятные условия для дальнейшего наращивания грузоперевозок по Среднему коридору, чему будет способствовать также и строительство Зангезурского транспортного коридора, — полагает он.

Новые дороги требуют крупные капиталовложения

В ноябре 2023 года руководители железнодорожных ведомств государств — участников международного мультимодального транспортно-транзитного маршрута CASCA+ (Центральная Азия, Южный Кавказ и Турция – прим. ред.) обсудили в Ашхабаде вопросы увеличения грузоперевозок.

грузоперевозки в ца
Фото: Midjourney

В совещании участвовали делегации отраслевых министерств и профильных ведомств, а также логистических компаний и предприятий из Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Турции, Узбекистана и Туркмении. На встрече было отмечено, что мультимодальность трассы, проходящей через два моря и территории многочисленных стран, позволяет эффективно использовать возможности этого коридора. Со дня запуска маршрута в 2019 году было перевезено около 30 тысяч контейнеров. Участники мероприятия отметили, что их цель — нарастить объемы контейнерных перевозок до 30 тысяч контейнеров в текущем году. По их мнению, это в том числе будет способствовать активизации перевозок и расширению ассортимента грузов по транспортным коридорам Север — Юг и Восток — Запад.

Маршрут CASCA+ был создан в 2019 году в Ташкенте на встрече руководителей государственных железных дорог этих стран. Турция присоединилась к проекту в декабре 2021 года. Знак «+» в названии маршрута обозначает готовность принять новых потенциальных участников, заинтересованных в перевозках по трассе, конечной целью которых является связать государства Юго-Восточной Азии, в частности, Китай с Европой.

— За переговорами президентов стран ЦА внимательно следят в Европе. Перевод грузов на другие маршруты сопряжен с крупными капитальными вложениями на строительство дорог, портов и другой инфраструктуры. В ЕС понимают, что в ближайшие годы большая часть грузовых перевозок с Востока на Запад по-прежнему будет проходить по Северному маршруту через Россию. Поэтому внимание Европы сосредоточено на расширении маршрута, известного как Средний коридор или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Это мультимодальная железнодорожная, грузовая и паромная система для транзита грузов, которая связывает Китай с Европой через Центральную Азию и Каспийское море. По оценкам, ТМТМ сможет перевозить до 120 тысяч контейнеров ежегодно, — сообщает обозреватель российского портала media-mig Владимир Орлов.

События торопят экономические обстоятельства. Рынок грузоперевозок в Центральной Азии за последний год вырос в 2-3 раза, подсчитали аналитики «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU». Эксперты связывают такую динамику с усилением транзитного значения в глобальных цепочках поставок Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

Продолжай читать

Допинг-скандал с Жанибеком Алимханулы: Казахстанская федерация сделала заявление

Уиткофф заявил о прогрессе на встрече с Зеленским

Призёра Олимпиады Даулета Шабанбая отправили в колонию

ТОП посты

Презентован Проект первой шахматной академии международного класса в Казахстане

24 апреля, 20244 523 просмотра

Увеличить зарплаты предложили в РК

24 апреля, 20244 493 просмотра

«Мисс Мира-2024» проходит в Индии: фото самых красивых участниц из разных стран

8 марта, 20244 289 просмотра

В Казахстане количество суицидов среди лиц младше 16 лет по-прежнему остается на высоком уровне — психолог школы детской безопасности Senim

26 апреля, 20243 683 просмотра

Туши более тысячи сайгаков обнаружили в водохранилище ЗКО

15 апреля, 20243 193 просмотра

Тенгизшевройл загрязняет окружающую среду

19 марта, 20242 828 просмотра

Запасы скоро закончатся, будет катастрофа: что не так с геологией в Казахстане

29 февраля, 20242 786 просмотра

Профсоюз Греции призывает к общенациональной забастовке, требуя повышения зарплат

21 мая, 20242 723 просмотра

RENOVATION и REPOINT презентовали уникальный проект шахматной академии в Казахстане

26 апреля, 20242 717 просмотра

Казахстанский список Forbes обновили: в него вошли Айжан Есім, Иван Сауэр и Дулат Кожамжаров

6 мая, 20242 134 просмотра

Тема буллинга среди казахстанских детей рискует перерасти в национальную проблему, считают эксперты

22 мая, 20242 094 просмотра

Между Казахстаном и Германией налажены прочные дружеские отношения — Касым-Жомарт Токаев

16 сентября, 20242 028 просмотра

Будут ли построены вовремя «Комфортные школы» в Казахстане. Судьба некоторых под вопросом

22 апреля, 20241 994 просмотра

24-часовой визит Илона Маска в Китай: Tesla прошла оценку безопасности данных

5 мая, 20241 914 просмотра

В селе Маралды, не смотря на протесты жителей, продолжается строительство золотодобывабщего завода, который, по словам жителей, отравляет грунтовые воды. Жители обратились к Партии зеленых «Байтак»

18 апреля, 20241 708 просмотра

В Астане прошел Форум стейкхолдеров «Перспективы развития атомной энергетики в Казахстане»

28 мая, 20241 707 просмотра

Важность доверия к НПО: Почему прозрачность имеет значение

22 августа, 20241 705 просмотра

Около 10% проб с открытых водоемов РК не соответствуют санитарным нормам – анализ

26 мая, 20241 681 просмотра

Куда можно пожаловаться на качество медуслуг в Казахстане

4 июня, 20241 675 просмотра

Astana Half Marathon пройдет 16 июня в столице

20 мая, 20241 672 просмотра

Где живут студенты Алматы?

6 марта, 20241 660 просмотра

Социсследование показало, сколько казахстанцев поддерживают строительство АЭС

22 августа, 20241 619 просмотра

В Казахстане ограничат сроки спортивной охоты на сайгаков

29 июля, 20241 616 просмотра

Я не прошел тест Всевышнего: Бишимбаев выступает с последним словом

6 мая, 20241 614 просмотра

В ЦИК утвердили календарный план референдума по АЭС

4 сентября, 20241 516 просмотра

В Павлодарской области принято решение о приостановке учебного процесса во всех школьных учреждениях.

8 ноября, 20241 483 просмотра

Клубный чемпионат мира по шахматам проведут в Астане

23 июля, 20241 427 просмотра

Международный центр по облесению осушенного дна Арала предложили создать на совещании ШОС

22 мая, 20241 382 просмотра

Секс-рабыни в «элитных» банях Астаны: задержана банда сводников из 17 человек

29 мая, 20241 350 просмотра

«Таза қала» — новый проект ТРК Президента

3 июня, 20241 326 просмотра

Как решить проблему с наводнениями в городах — немецкие ученые совместно с NU предложили экологичные решения

5 августа, 20241 317 просмотра

В акимате Мангистауской области назвали причины дефицита газа в регионе

15 октября, 20251 240 просмотра

Европарламент обнародовал первые результаты общеевропейских выборов

10 июня, 20241 222 просмотра

В Португалии стартовало досрочное голосование на евровыборах

2 июня, 20241 218 просмотра

«Такого в истории города еще не было» — о чем мечтает 8-летний чемпион по шахматам из Костаная

19 мая, 20241 213 просмотра
Новости

Допинг-скандал с Жанибеком Алимханулы: Казахстанская федерация сделала заявление

Главная 15 декабря, 2025

Астана. 15 декабря. BM.KZ – Президент Казахстанской федерации профессионального бокса Рахимжан Ерденбеков прокомментировал сложившуюся вокруг…

Уиткофф заявил о прогрессе на встрече с Зеленским

15 декабря, 2025

Призёра Олимпиады Даулета Шабанбая отправили в колонию

15 декабря, 2025

ФК «Шахтёр» возглавил звезда 80-х Дмитрий Огай

15 декабря, 2025

12 частных судебных исполнителей лишены гослицензии в Шымкенте

15 декабря, 2025

Жительница Кыргызстана закопала $43 тыс. по совету гадалки

15 декабря, 2025

Завод смарт-технологий для управления водными ресурсами построят в Таразе

15 декабря, 2025

Айбек Смадияров назначен главным идеологом Администрации президента РК

15 декабря, 2025

Непогода: учащиеся до 6 класса столичных школ перешли на дистанционку

15 декабря, 2025

Школьный автобус упал в ущелье в Колумбии, погибли 17 человек

15 декабря, 2025

Водонапорная башня упала в ЗКО, сельчане остались без воды и света

15 декабря, 2025

Птицефабрика загорелась в СКО

15 декабря, 2025

Атырау погрузился в хаос: обрушения фасадов, сорванные крыши и перебои со светом

14 декабря, 2025

Атака на КТК: Казахстан стремится сохранить суточные объемы нефтедобычи

14 декабря, 2025

Десять человек, включая нападавшего, погибли при стрельбе в Австралии

14 декабря, 2025

Аксакал потерялся в степи и провел ночь в холодном автомобиле

14 декабря, 2025

Лукашенко освободил из тюрем более 100 оппозиционеров

14 декабря, 2025

Казахстан завоевал третью золотую медаль на ЧМ по боксу в Дубае

14 декабря, 2025

Накануне Нового года супермаркеты снизят цены на продукты

14 декабря, 2025

В Шымкенте всё спокойно, или О чём промолчал Сыздыкбеков

13 декабря, 2025
Присоединиться
  • Facebook
  • Instagram
  • YouTube
  • Telegram
  • WhatsApp
  • TikTok
Свидетельство постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ92VPY00088583 Дата выдачи 01.03.2024
Свидетельство постановке на учет информационного агентства № KZ59VPY00114494 Дата выдачи 11.03.2025
Полезные ссылки
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
  • QAZ
  • О нас
  • Контакты
Карта сайта
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
  • Мир
  • ЧП
  • Общество
  • Криминал
Социальные сети
Facebook Instagram TikTok Telegram YouTube

Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.