В последнее время многие родители все чаще замечают, что их дети начинают говорить позже, чем обычно. Количество обращений к логопедам значительно увеличилось. Особенно часто встречаются такие расстройства, как дислексия и задержка речевого развития. Вопросы: «Соответствует ли речь ребенка его возрасту?» или «Что нужно делать, чтобы речь развивалась?» — становятся все более актуальными. О том, как правильно отслеживать развитие речи у детей в соответсвии с их возрастом и, какие факторы могут на это повлиять, рассказала агентству Kazinform логопед детского сада «Қарлығаш» Медицинского центра УДП РК Махаббат Толемисова.
— Как понять, что речь ребенка развивается нормально?
— Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть определенные этапы и признаки, на которые стоит обратить внимание. Например, до года ребенок начинает издавать первые звуки и проявлять реакцию на окружающий мир — он может угукать или лепетать. После года он начинает называть родителей и близких (мама, папа, бабушка). К двум годам ребенок может строить простые предложения из двух слов, такие как «Дай воду» или «Хочу яблоко». В три года его словарный запас составляет 150-200 слов, и он уже использует более сложные предложения, например, «Папа, я буду кушать яблоко». К четырем-пяти годам речь становится ясной и понятной, ребенок может составлять небольшие рассказы и полноценно отвечать на вопросы.
Важно, чтобы словарный запас ребенка охватывал различные категории: животные, люди, еда, цвета, части тела, действия и т.д. Он должен не только понимать новые слова, но и уметь их правильно использовать. Если ребенок способен выразить свои мысли о том, что он видел или чувствовал, это показатель его развития как в плане восприятия, так и в плане расширяющегося словарного запаса.
— Как выявить проблемы с речью на ранней стадии? На какие симптомы следует обратить внимание и когда нужно обращаться к логопеду?
— Следить за развитием речи ребенка нужно с самого раннего возраста. Если наблюдаются отклонения, важно обратиться к логопеду как можно раньше. Например, если до 2-3 лет он не произносит простые слова или не составляет словосочетания, это повод для беспокойства. Если к трем годам он не может сформулировать простые предложения, или же после трех лет его речь остается невнятной, часто искажает звуки и слова, то следует обратиться к логопеду.
— Как улучшить словарный запас?
— Существуют эффективные методы для развития словарного запаса и речи ребенка. Важно развивать навыки слухового восприятия речи, например, читать книги и учить слушать рассказы. Книги должны быть соответствующего возраста, а каждое новое слово нужно объяснять, задавая при этом простые вопросы по сюжету. Так, ребенок будет не только усваивать новые слова, но и учиться правильно строить предложения.
Для улучшения мышления и развития словарного запаса полезно регулярно задавать простые вопросы: «Что это?», «Какого это цвета?», «Что этот предмет делает?». Такие вопросы помогают лучше понимать окружающий мир и различать особенности предметов. Также, отвечая на вопросы, он учится выражать свои мысли и строить более сложные речевые конструкции.
Современные дети все чаще сталкиваются с гаджетами, и это не может не сказаться на развитии речи. Смартфоны и планшеты, несмотря на их образовательные возможности, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Слишком ранний и частый контакт с экраном может привести к задержке речи, так как в таком возрасте ребенок больше нуждается в живом общении, а не в пассивном восприятии контента. Снижение живых социальных взаимодействий, особенно в первые годы жизни, может тормозить развитие речевых навыков.
Для развития правильного произношения звуков и речевых навыков можно использовать различные игры. Например, в которых нужно повторять слова по картинкам, выделять звуки, разгадывать загадки. В процессе тренируете не только речевой аппарат, но и развиваете память.
— Может ли на отставание в развитии речи у ребенка повлиять длительное нахождение перед телевизором?
— Утверждать, что это является основной причиной задержки речи, не совсем верно. Конечно, если долго сидеть за просмотром мультфильмов и программ, то словарный запас ребенка не будет увеличиваться, поскольку в таком возрасте он часто является пассивным слушателем. Более того, если он их смотрит на другом языке, это может мешать развитию родного языка и речевых навыков.
— Когда можно ожидать результатов от логопедических упражнений? Долгий ли это процесс?
— Результаты от упражнений могут быть не сразу заметны, однако при регулярной работе положительные изменения проявятся через один-два месяца. В случае тяжелых нарушений речи, таких как значительная задержка психо-речевого развития, для достижения видимого результата может потребоваться несколько месяцев или даже больше. Здесь уже важно работать с логопедом и дефектологом на протяжении длительного времени и систематически. Со временем ребенок начнет правильно произносить звуки, расширять словарный запас и строить предложения, что и будет свидетельствовать о улучшении речи.
— Какова роль родителей в такой терапии?
— Конечно чрезвычайно важная роль, поскольку развитие речевых навыков детей не ограничивается только работой с логопедом. Родители являются активными участниками этого процесса, они:
- помогают дома систематически выполнять методы, изученные на занятиях, что способствует закреплению;
- отслеживают изменения и прогресс в речевом развитии, информируют логопеда о текущем состоянии. Также обсуждают результаты терапии, что позволяет логопеду корректировать методы работы;
- мотивируют ребенка к занятиям, стимулируют его интерес, что положительно влияет на его развитие;
- создают языковую среду дома, активно общаясь с ребенком, используя новые слова и языковые конструкции.
— Что говорит статистика? Растет ли количество обращений к логопедам?
— К сожалению, статистика говорит об увеличении в последние годы обращений к логопедам. Это касается даже и подростков. Увеличилось число случаев речевых нарушений у детей — это дислексия, задержка развития речи. Наблюдается рост спроса на логопедическую помощь и среди взрослых, особенно в период восстановления после инсульта или других заболеваний нервной системы.
Хочу отметить, что речь, в первую очередь, развивается через социальное взаимодействие. Поэтому родителям рекомендую ограничить время, которое ребенок проводит перед телевизором, гаджетами. Предпочтительно выбирайте такие способы развития, которые способствуют активному вовлечению ребенка в реальные разговоры и занятия.