На этой неделе автоконцерн «Audi» объявил о сокращении 371 рабочего места на заводе в Бельгии с 8 апреля текущего года, сообщает собственный корреспондент Kazinform.
В этой связи бельгийская пресса попыталась разобраться в причинах увольнения большого количества рабочих.
С одной стороны рынок электромобилей в Бельгии растет. Так, в 2023 году из 476 675 новых автомобилей почти каждый второй автомобиль был электрифицирован, а каждый пятый был на 100% электрическим.
По данным ассоциации «Febiac», автомобили на бензине и дизеле продолжают терять долю рынка (-14,3%) в пользу электрифицированных двигателей. В 2023 году почти каждый второй новый автомобиль в Бельгии имел аккумуляторный двигатель, а более четырех из десяти заряжались от розетки.
В январе этого года в Европейском союзе продано 92 741 электромобилей — увеличение на 28,9% в годовом исчислении, а доля рынка составила 10,9% по сравнению с 9,5% годом назад.
Тем не менее, в начале года продажи электромобилей немного снизились, что отчасти объясняется отменой в Германии экологического бонуса для физических лиц, желающих купить электромобиль. При этом немецкий рынок является одним из крупных в автомобильном секторе Европы.
— Но это ничего не меняет в подъеме рынка электромобилей. Всегда будут взлеты и падения, — выразил мнение коммерческий директор автомобильной группы «Stellantis» во время пресс-конференции.
Такой же оптимизм высказывает Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA), которая отмечает, что «четыре крупнейших рынка в Европейском регионе, на которые приходится 66% всех продаж электромобилей, за один год зафиксировали значительный рост: Бельгия (+75,5%), Нидерланды (+72,2%), Франция (+36,8%) и Германия (+23,9%).
Таким образом, электромобили занимают все большую долю европейского рынка. Однако бензиновые автомобили продолжают составлять более трети проданных новых автомобилей. Причина – цены на электромобили все еще слишком высоки для большинства покупателей.
Так, средняя стоимость нового электромобиля в 2023 году в Бельгии составляла более 50 тысяч евро. Неудивительно, что электромобили в большинстве случаев являются служебными автомобилями.
По данным статистического агентства «Statbel», количество корпоративных автомобилей, работающих на электрической энергии, за четыре года увеличилось с 11 до 112 тысяч единиц. Компаниям выгодно покупать авто и давать их в пользование сотрудникам, учитывая существенные налоговые льготы относительно бензиновых и дизельных автомобилей.
Если рынок электромобилей растет, то как объяснить ситуацию с «Audi» в Брюсселе?
В прошлом году с производственной линии немецкого концерна в районе «Forest» бельгийской столицы должны были сойти 53 555 электромобилей марки «Q8».
Эксперты считают, что это небольшое количество. Несмотря на надежды автомобильной группы, роскошный внедорожник не нашел пока надлежащего места на рынке, которого желает производитель.
Да, автомобиль превосходит конкурентов с технологической точки зрения. Но завод не используется на полную мощность. Кроме того, себестоимость производства в Европе, по мнению нового руководства компании, слишком высока и производство за рубежом было бы более выгодно. В связи с этим немецкий производитель задумывается над переносом производства в Мексику.
В настоящее время на брюссельском заводе работают около 3000 человек.
После объявления об увольнении 371 работника, премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо встретился с генеральным директором «Audi» в Брюсселе и представителями автомобильной группы, чтобы обсудить будущее завода.
В феврале текущего года А.Кроо объявил о создании рабочей группы вокруг ситуации с «Audi» в Бельгии. Рабочая группа, в которую войдут региональные правительства, должна встретиться впервые в начале апреля.
Первые результаты переговоров ожидаются в мае – в период до общеевропейских и местных выборов в Бельгии.