Колумнист BM.KZ Диана Идрис — о деле Перизат Кайрат не как о частном скандале, а как о симптоме массового доверия к картинке, а не к отчётности. Почему мы верим в волонтёров из Instagram, как работает эффект “белого пальто” и кто на самом деле провалил экзамен — читайте в новой колонке.
Похоже, в пантеоне одиозных фигур казахстанского криминала появилась новая звезда — Перизат Кайрат. Предпринимательница, блогер, основатель благотворительного фонда. А теперь — и фигурант одного из самых громких уголовных дел 2025 года.
Весной страна узнала: юная прелестница с вызывающим флешбеки ником @01pk в Instagram оказалась вовсе не тем безупречным ангелом в белом пальто, каким её хотелось видеть. Образ волонтёрки, неутомимо собирающей помощь нуждающимся, треснул по швам. Фонд с отсылающим к ковидным годам названием — «Biz Birgemiz Qazaqstan» — оказался, по версии Агентства по финансовому мониторингу, прикрытием для хищения более 3,5 миллиарда тенге. В деле фигурирует и мать Перизат — Гайни Алашбаева.
С прошлогодней «звездой» судебных хроник Куандыком Бишимбаевым Кайрат роднит как минимум две вещи: нелюбовь к ответственности и любовь к демонстративной роскоши. И если Бишимбаев отличился в частных ресторанах, то Перизат, с непрошенной аллюзией на VIP-казашек, блистала в Instagram — сумки, апартаменты, машины. То ли была абсолютно уверена в собственной неприкасаемости, то ли рассчитывала, что лайки скроют следы. В любом случае — либо глупость, либо дерзость.
Ну не комильфо — одной рукой собирать донаты с жалостливого народа «на детей Палестины», а другой кормить карманную собачку по кличке Чемпи дорогущей голубикой. Такая дуальность имиджа быстро вызвала волну народного недоверия. Особенно когда к историям о волонтёрстве начали добавляться — видеофейки.
В анонимных Telegram-каналах и блогах интернет-разоблачителей начали всплывать подозрения: некоторые ролики о благотворительности были фальшивкой. Заимствованные чужие кадры, чужая гуманитарка. На фоне настоящих, почти героических сюжетов, где Перизат в сапогах раздаёт помощь пострадавшим от паводков, это тонуло в потоке контента. Аудитория не заметила — или не захотела замечать. Проверкой фактов, увы, никто не занимался.
Ещё бы. Казахстанцы страстно ждут героев «из народа». А тут — красивая, хрупкая, говорящая правильные слова с едва уловимым казахским акцентом. Женщина без мужчины за спиной. Без влиятельных покровителей, без клана, без поддержки из власти. Она казалась чуть ли не посланницей света. И даже когда стало понятно, что цветочный бизнес — миф, мясной — легенда, а фонд — фикция, многие всё ещё не хотели верить.
Нам, уставшим от системной несправедливости, хотелось, чтобы хоть кто-то был настоящим.
Ах, обмануть меня несложно — я сам обманываться рад.
Судебный процесс над Перизат Кайрат стартовал в июле. И уже стал не просто медийным событием, а почти нетфликсовской документалкой. Словно вышел второй сезон — после первого с Куандыком Бишимбаевым. История, напоминающая криминальный сериал с элементами фарса, версия 2.0. Перизат заявила о побоях в СИЗО, но видео из камеры наблюдения показали обратное. Попытка разжалобить публику, которую ты же и обманула, — это, мягко говоря, неубедительно. И наивно. И тут невольно задаёшься вопросом: могла ли эта почти девочка проворачивать такие махинации в одиночку, если сейчас действует так беспомощно?
Но героиней романа Перизат стала не любовного, а судебного. 109 томов дела, частично закрытые заседания и общественный интерес, который, пожалуй, она и не планировала, но так неистово жаждала ранее. Народ, у которого она забирала хлеб, теперь получает зрелища. И следить за ним мы будем куда пристальней, чем за очередным хвастовством юных див своими коллекциями люкса от Louis Vuitton и Cartier.
Подводить итоги рано — по крайней мере, в отношении самой Перизат. Суд скажет своё.
Но уже ясно одно: благотворительность без отчётности — это не добродетель, а ловушка.
История Перизат — это не личная трагедия.
Это диагноз наивности. И экзамен на финансовую грамотность — который, увы, мы снова провалили.
Диана Идрис
