В последние годы использование электромобилей набирает обороты в Казахстане. Вместе с тем, появляется острая необходимость в развитии соответствующей инфраструктуры, передает корреспондент агентства Kazinform.
По данным МВД, на сегодня в стране зарегистрировано 10 633 электромобиля, больше половины из которых находятся в Алматы (6 689 электромобилей). Второе место по количеству электромобилей занимает Астана — 1513 электромобиля.
За 7 месяцев этого года в Казахстан было ввезено 4 344 электромобилей, в 2023 году — 8 441 электромобилей, в 2022 году — 344 электромобиля. Наибольшее количество импортировано из Китая. Такие данные привели в Министерстве финансов РК.
Как отметили в Министерстве промышленности и строительства, использование электромобилей считается более экологичным по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, поскольку они не выделяют вредных выхлопных газов при эксплуатации. Однако, несмотря на преимущества, важной задачей остается вопрос утилизации литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электромобилях.
Развитие альтернативных видов транспорта и соответствующей инфраструктуры, в частности, для электромобилей является одним из направлений Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577.
— На сегодняшний день Правительством РК утверждена Дорожная карта по развитию инфраструктуры для эксплуатации электромобилей, в рамках которой Министерством планируется провести анализ по изучению международного опыта по утилизации литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, а также обеспечить привлечение инвестора для строительства завода по утилизации литий-ионных батарей в РК, — сообщили в Министерстве экологии и природных ресурсов в ответ на официальный запрос редакции.
В ведомстве отмечают, что сегодня ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, поэтому говорить о начале строительства завода пока еще рано.
В Минэкологии также сообщили, что согласно Экологического кодекса, Оператор расширенных обязательств производителей, то есть Фонд развития промышленности, направляет деньги, поступившие на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа на финансирование организации. 50 и более % голосующих акций этой организации прямо или косвенно принадлежит государству, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Таким образом, потенциальные инвесторы могут получить средства на строительство комплексов по переработке и утилизации отходов. Вместе с тем, сообщается, что Фондом развития промышленности с 2016 по 2021 годы велась работа по сбору аккумуляторных батарей среди населения для последующей их утилизации. Так, за указанный период было собрано и утилизировано 82 тысячи тонн АКБ. Отметим, что наиболее передовые заводы по утилизации литий-ионных батарей находятся в Китае, Германии, Канаде и США.
Напомним, ранее профессор Школы инженерии и цифровых наук Nazarbayev University Жумабай Бакенов выразил опасения о нарастающей популярности электрокаров в Казахстане. По его словам, без должной инфраструктуры по переработке и утилизации аккумуляторных батарей, подобный транспорт превращается в бомбу.