Китай в последние годы стал мировым лидером в производстве и продажах новых энергетических транспортных средств (NEV). В 2023 году произведено 9,58 миллионов автомобилей, а продано 9,49 миллионов. Выход китайских производителей электромобилей на мировые рынки вызвал тревогу в США и ЕС, что привело к введению повышенных тарифов на китайские электромобили. В связи с этой торговой конкуренцией между крупнейшими игроками автомобильного рынка рассматривалась перспектива производства и продаж китайских NEV.
Обострение конкуренции на мировых рынках проявилось в октябре 2024 года, когда большинство стран Европейского союза поддержали решение Еврокомиссии об обложении китайских электромобилей более высокими тарифами. Это привело к тарифам до 45% на ввоз NEV на рынок ЕС. Хотя переговоры между Евросоюзом и Китаем продолжаются, существуют разногласия в ключевых вопросах.
Крупные автоконцерны США, ЕС и развитых стран Северо-Восточной Азии выразили обеспокоенность из-за роста производства электромобилей в Китае и увеличивающегося экспортного потенциала.
Данные от Ассоциации автомобильной промышленности Китая показывают, что КНР экспортировала 4,91 миллиона автомобилей к концу 2023 года. Рост обусловлен значительным увеличением экспорта NEV, который увеличился на 77,6% по сравнению с предыдущим годом.
Директор Института международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР отметил, что введение дополнительных пошлин на китайские электромобили со стороны Европейского союза не соответствует правилам Всемирной торговой организации.
С 11 октября Китай начал применять антидемпинговые меры к бренди из Европейского союза. Министр коммерции КНР Ван Вэньтао и замглавы Еврокомиссии Валдис Домбровскис провели видеоконференцию 25 октября для обсуждения расследований, проводимых Китаем в отношении продукции из ЕС, такой как бренди, свинина и молочные продукты. По сообщению Министерства коммерции Китая, эти расследования были начаты по запросу отраслей промышленности и соответствуют правилам ВТО и национальным законам.
Официальный представитель МИД Китая Ли Цзянь отметил на брифинге 23 октября, что «новое зеленое трио» Китая — электромобили, литий-ионные аккумуляторы и солнечные батареи — активно развивается и вносит важный вклад в мировой энергетический переход. Он подчеркнул, что протекционизм и унилатерализм могут нанести ущерб международному сообществу, комментируя суждения об энергетике Китая.
По данным Ассоциации автомобильной промышленности Китая, с января по июль 2024 года производство и продажи новых энергетических автомобилей выросли на 28,8% и 31,1% соответственно. По прогнозам, объем продаж новых энергетических автомобилей на внутреннем рынке Китая достигнет 11,5 млн единиц в 2024 году. Экспорт китайских автомобилей с альтернативным типом топлива также увеличился.
На брифинге в Пекине 23 октября официальный представитель Министерства промышленности и информатизации Китая Чжао Чжиго сообщил, что за первые три квартала 2024 года промышленность автомобилей в Китае продолжает показывать устойчивый рост, включая сектор новых энергетических автомобилей. Производство и продажи новых энергетических автомобилей в этом периоде также увеличились на 31,7% и 32,5% соответственно.
Экспорт NEV составил 928 тысяч единиц, что на 12,5% больше, чем в прошлом году, — отметил чиновник.
Между тем представитель MIIT констатировал, что китайский автопром по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как недостаточный внутренний платежный спрос и растущая неопределенность и нестабильность зарубежного экспорта. В этой связи власти Китая продолжат принимать меры по расширению внутреннего потребления автомобилей, реализовать программы trade-in и льготной налоговой политики на покупку транспортных средств, включая электромобили.
— Мы будем активно реагировать на торговые барьеры, такие как антидемпинговые расследования и повышенные тарифы, обеспечивать большую поддержку для автомобильных предприятий для выхода за рубеж, — заявил Чжао Чжиго.
По словам эксперта Института международной торговли и экономического сотрудничества при Минкоммерции КНР Лю Хуацинь, по прогнозам McKinsey, к 2025 году продажи электромобилей и электромотоциклов в пяти странах Африки — Кении, Эфиопии, Нигерии, Уганде и Руанде — составят от 340 до 820 тысяч, а к 2040 году они вырастут до 3,8-4,9 млн.
Она также отметила, что быстрое развитие автомобильной промышленности Китая повысило уровень мирового автомобилестроения и способствовало модернизации и развитию мировой автомобильной промышленности, особенно новых энергетических автомобилей, которые стали образцом экологически чистого развития.
— Многие развивающиеся страны надеются воспользоваться ценовым лидерством Китая в производстве электромобилей для укрепления своей промышленной базы. Согласно исследованию Международного энергетического агентства (МЭА), развитие электромобилей стало важной частью «зеленого» перехода на Ближнем Востоке, — подчеркнула китайский эксперт.
Спикер добавила, что китайский автопром будет строить новую модель экспорта всей промышленной цепочки продуктов, то есть объединять транспортное средство, технологию, бренд, аккумулятор и т. д., чтобы расширить экспорт, и в то же время способствовать инвестициям и строительству заводов за рубежом для создания локализованных автомобильных производственных баз.
— Это увеличит занятость в целевых странах, будет способствовать модернизации автомобильной промышленности, позволит жителям большего числа стран иметь более экономичные автомобили, а также внесет положительный вклад в развитие глобального «зеленого» транспорта. Китайский автопром имеет широкие перспективы развития для дальнейшего выхода на мировые рынки, — резюмировала Лю Хуацинь.
К примеру, ведущий китайский производитель транспортных средств на новых источниках энергии — компания BYD — в декабре 2023 года объявила о планах построить в Венгрии новый завод по выпуску NEV. Ожидается, что завод введут в строй через три года и он будет выпускать автомобили для европейского рынка. Как заявили в компании, строительство завода создаст новые рабочие места и поддержит преобразование зеленой экономики Венгрии.
Помимо автопроизводителей, китайская компания по производству литий-ионных аккумуляторов CATL также начинает осваивать европейский рынок.
Ранее мы писали о том, что Китай стал мировым лидером по производству электромобилей, а также о том, как в этой стране решаются вопросы с устаревшими машинами.