В своем Послании народу Казахстана Глава государства заявил, что политические реформы будут проводиться постоянно, если того требует развитие страны. Особенно он выделил успехи в пополнении корпуса акимов разных уровней, избранных самими казахстанцами. О том, что изменилось с введением выборности руководителей сел, районов, городов и чем такие специалисты отличаются от назначенных, передает корреспондент агентства Kaziform.
2 сентября 2024 года Касым-Жомарт Токаев заявил, что 90% от общего количества глав сел Казахстана были избраны населением. Их средний возраст составил 46 лет, а больше половины из них никогда не работали на государственной службе. После всестороннего изучения итогов выборов и анализа работы избранных акимов было принято принципиальное решение об окончательном переходе со следующего года на новую систему.
— Это очередной важный шаг в деле трансформации политической системы. Политические реформы — это не разовая кампания. Если это требуется для развития государства, реформы будут проводиться постоянно, — сказал Президент.
О преимуществах выборности акимов говорят и сами госслужащие.
— Поэтапное внедрение выборности акимов в Казахстане стало важным шагом в сторону демократизации управления. Так, выборы дали гражданам возможность напрямую влиять на назначение местных руководителей. Это повысило заинтересованность населения в политических процессах и активизировало общественное участие, — высказался вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
Он подчеркнул, что избранные руководители обязаны учитывать интересы избирателей и быть более открытыми и подотчетными перед ними. Это создало предпосылки для ответственного и прозрачного управления в Казахстане. При этом более детальная оценка их работы требует времени, так как большинство их инициатив не были реализованы полностью.
Эксперт Института мировой экономики и политики Арман Токтушаков заметил, что при прямых выборах у населения формируется четкое представление того, что именно от их гражданской активности будет зависеть дальнейшее развитие села, района, города. Жители села могут сами выдвигать свою кандидатуру (в качестве самовыдвиженцев), что также способствует увеличению политической активности. Показательно, что на выборах 2021 года около 63% кандидатов в управленцы были именно самовыдвиженцами.
— Прямые выборы должны повысить оперативность реагирования акима на потребности и проблемы населения. Это значит, что решение наиболее актуальных острых социальных, экономических, инфраструктурных, водных, экологических и иных проблем населения должно происходить быстрее и эффективнее, — пояснил он.
Токтушаков считает, что определенным индикатором качества жизни на селе являются данные Бюро нацстатистики. Так, согласно итогам замера «Качество жизни населения», проведенного в марте 2024 года, доля удовлетворенности своей жизнью в сельской местности составляет 55,3%.
При этом он не считает отсутствие опыта государственной службы у избранных акимов недостатком. Скорее наоборот — эксперт верит, что это позволит посмотреть на руководящую работу свежим взглядом, а также с учетом опыта работы в собственной сфере и отрасли (предпринимательстве, образовании, здравоохранении, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.).
— Кроме того, при активной работе и высокой вовлеченности в процессы на местах необходимый опыт управленческой, административно-хозяйственной работы можно достаточно быстро получить, — заверил он.
Для новоизбранных акимов Министерство национальной экономики совместно с Академией государственного управления при Президенте РК организовало специальную обучающую программу. Она включала в себя 80 академических часов обучения и была направлена на повышение управленческих и административных навыков, а также на ознакомление с законодательством, регламентами и процедурами, действующими в органах государственного управления.
— Такой подход был необходим для того, чтобы новые акимы могли быстро адаптироваться к своим обязанностям, понимать специфику работы в государственных органах и успешно внедрять необходимые изменения и реформы в своих регионах, — считает Амрин.
Токтушаков отметил, что на данный момент напрямую избираются все акимы сельских округов. Так, начиная с 2021 года было избрано 2,5 тыс. руководителей сельских регионов, это порядка 90% от общего количества глав сельских населенных пунктов. Через процедуру прямой выборности прошла часть руководителей районов и городов областного значения. В частности, в ноябре 2023 года во всех областях по новым правилам было избрано 45 акимов районов и городов областного значения.
В 2025 году прямые выборы глав районов и городов областного пройдут повсеместно. В результате граждане будут самостоятельно избирать 170 акимов районов областей и 38 акимов городов областного значения. Таким образом, значительная часть их корпуса будет избираться населением напрямую посредством голосования.
К настоящему моменту вне прямой избираемости остаются акимы областей и городов республиканского значения. Однако, следует сказать, что процедура их избрания за последние годы тоже претерпела изменения. Ранее при назначении глав регионов депутаты маслихатов согласовывали или не согласовывали 1 кандидатуру, предложенную Главой государства. Начиная с июня 2022 года, Президент вносит на рассмотрение депутатов не менее 2 кандидатур, по которым проводится голосование. Таким образом, реализуется косвенная система выборности акимов областей и городов республиканского значения.
— Смысл заключается в том, что депутаты маслихатов, напрямую представляющие интересы граждан, принимают прямое участие в избрании региональных акимов (маслихаты избираются населением на основе прямого избирательного права сроком на 5 лет). Именно маслихаты, как ключевой представительный орган в регионах, должны выступать фактором эффективной выборности и сменяемости областных акимов. Надо сказать, что многими экспертами данная система выборов называется половинчатой, — отметил Токтушаков.
По его словам, резкий переход к прямой выборности акимов областей может вызвать ряд негативных последствий с точки зрения баланса и стабильности политической системы. Негативным следствием может стать потеря прежней управляемости системы, а также возможное развитие местничества и непотизма в определенных регионах. Однако реализуемая система выборности акимов носит системный и поступательный характер с учетом различного рода факторов и рисков.
При этом, как считает Амрин, выборные и назначаемые руководители имеют различия, которые касаются их роли, обязанностей и взаимодействия с населением. Так, выборные акимы избираются через прямые выборы, в которых участвует население, при этом получая легитимность непосредственно от избирателей. Назначаемые акимы в свою очередь назначаются вышестоящими органами власти, легитимность исходит из системы государственной власти.
— Вместе с тем, выборные акимы имеют больше свободы в принятии решений на местном уровне, так как их задача заключается в удовлетворении потребностей избирателей, предлагая и инициируя проекты, которые имеют поддержку населения, — подчеркнул Амрин.
Он уверен, что реформы, связанные с выборностью акимов, также могут способствовать развитию местного самоуправления и усилению гражданского общества. Местные сообщества будут активнее вовлекаться в процесс принятия решений, требовать большей прозрачности и отчетности от своих лидеров, политической конкуренции и развитии многопартийной системы. Выборность акимов может способствовать развитию политической конкуренции на местном уровне. Новые лица, представляющие различные политические силы и движения, могут выйти на арену и предложить альтернативные программы и видения развития регионов. Если реформы будут реализовываться последовательно и с учетом местных особенностей, они могут привести к более демократическому, прозрачному и подотчетному управлению, усилению роли гражданского общества и местных сообществ, а также укреплению политической стабильности. Успешная реализация этих мер может сделать выборы более демократичными и повысить доверие граждан к институтам власти.