• Қазақ тілі
  • О нас
  • Контакты
Menu
  • Қазақ тілі
  • О нас
  • Контакты
  • Главная
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Экономика
  • Политика
  • Ходят слухи
  • Экология
Menu
  • Главная
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Экономика
  • Политика
  • Ходят слухи
  • Экология
Главная страница » Небесный контроль – в чем сложность работы авиадиспетчера

Небесный контроль – в чем сложность работы авиадиспетчера

11 апреля, 2024 Новости
Поделиться
Facebook Twitter LinkedIn Pinterest Email

Небесный контроль – в чем сложность работы авиадиспетчера0

При приземлении самолета принято аплодировать членам экипажа, которые с честью завершили свое непростое и ответственное дело, приземлив воздушное судно. Но мало, кто знает, что немалая часть успешного приземления зависит от людей, которых никто не видит и которых редко упоминают – это авиадиспетчеры. Корреспондент агентства Kazinform побеседовал с одним из представителей этой профессии Бауыржаном Изжановым. 

На самом деле, авиадиспетчер – это отдельная профессия, которая требует специального обучения. А занимается этим отдельнаяя организация, которая не имеет никакого отношения к аэропортам – «Казаэронавигация».

Здание «Казаэронавигация»

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

Авиадиспетчер Бауыржан Изжанов работает здесь уже 10-й год, до этого работал в компании Air Astana бортпроводником. Он рассказал нам о специфике профессии и обучения ей.

Авиадиспетчер Бауыржан Изжанов

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

— Я поехал учиться в Англию, прошел профессиональный отбор на диспетчера. Отучился там ровно год, по прибытию сюда был распределен в Павлодар, затем меня перевели в Астану. Сейчас идет переход на рейтинговую систему, и в зависимости от количества рейтингов, в среднем обучение на авиадиспетчера длится от 6 до 12 месяцев. У нас пять смен диспетчеров, которые работают в дневную и ночную смены. Если говорить о дневной смене, то с 8.00 до 8.40 у нас идет прохождение медконтроля – врач должен убедиться, что специалист чувствует себя замечательно, исключается алкогольное и наркотическое опьянение. Далее идет инструктаж, где мы ознакомляемся с воздушной и метеорологической обстановкой, с зонами ограничения воздушного пространства по республике – какие воздушные трассы могут быть закрыты, какие могут быть особенности аэродрома. Сама смена длится с 9.00 до 21.00, — говорит Б. Изжанов.

В смену заступает до 30 человек, всего в организации порядка 150 авиадиспетчеров.

Авиадиспетчер в столичном аэропорту

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

Как выяснилось, в столичном аэропорту в сутки прилетает и улетает до 200 воздушных судов.

— Летом воздушных судов больше, что связано с выполнением чартерных рейсов, — рассказывает спикер. — Кроме того, сейчас в связи с геополитической ситуацией у нас запад Казахстана очень загружен, сильно увеличился трафик, но мы справляемся. У нас бывает очень много форс-мажорных ситуаций – пассажиру стало плохо, у кого-то начались роды, и так далее, — в таких случаях диспетчер должен обеспечить приоритет воздушному судну. Помимо каких-то психологических факторов, у нас бывают природные, метеорологические – туман, сильный ветер. И иногда это кардинально меняет воздушную обстановку. Диспетчер должен быстро на все реагировать. Бывает и так, что сразу 6 воздушных судов одновременно рассчитали приземление, в задачу диспетчерского состава входит правильная оценка обстановки и обеспечение очередности заходов воздушных судов. У нас есть приоритеты на посадку, на взлет. В случае возникновения экстренной ситуации, экстренную посадку нужно обеспечить первой.

Авиадиспетчер в столичном аэропорту

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

В весенне-летний период часто бывают туманы, и тогда нередко воздушные суда нуждаются в посадке на запасном аэродроме. Диспетчер должен быть полностью готов к такой ситуации. Синоптики заблаговременно сообщают о погодных условиях, и, если имеется тенденция к ухудшению, то диспетчер готовит запасные аэродромы для такой ситуации.

— К примеру, если по метеоусловиям закрывается астанинский аэродром, то мы готовим запасной, как правило, это Караганда либо какой-то другой, который выберет сам экипаж. Бывает и так, что у кого-то мало топлива, и им нужно обеспечить посадку. Очень часто мы ставим воздушные суда в зону ожидания. И в этой зоне ожидания пилот может объявить, что у них мало топлива и нужно срочно приземлиться. Мы, согласно принятого решения, должны вывести это воздушное судно из зоны ожидания, обеспечив установленный минимум эшелонирования, согласно законодательству РК, который составляет не менее 5 миль в аэродромном диспетчерском центре и не менее 10 миль в региональном, — отметил авиадиспетчер.

Авиадиспетчер в столичном аэропорту

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

Б. Изжанов также назвал самые важные качества для работы авиадиспетчером.

— В первую очередь это пространственное мышление. Диспетчер видит лишь монитор, плоскую картинку. И это самая сложная часть, потому что мы видим позывной воздушного судна, в котором отражены высота, скорость относительно земли, набор вертикальной скорости. Надо понимать, что воздушное судно двигается и вниз, и вверх, и вперед. Важно быстро реагировать и принимать решение, потому что воздушное судно экстренно снижается с высоты до 10 тысяч футов (3048 метров), а под ним борт… Нужно быстро убрать этот борт и обеспечить воздушному судну беспрепятственное снижение. Нужен хороший уровень английского языка, потому что у нас очень много бортов с иностранными экипажами. В процентном соотношении мы 80% на 20% используем английскую фразеологию.Также необходимо упомянуть и стрессоустойчивость, нужно обладать спокойствием и хладнокровием, — перечислил Б. Изжанов.

Он привел примеры форс-мажорных ситуаций.

Авиадиспетчер в столичном аэропорту

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

— На моей практике был отказ двигателя — пилот АН-26 при подходе к Астане доложил, что у него отказал двигатель, он сел в штатном режиме, но при этом мы объявляли тревогу, согласно законодательным документам РК. Мы обеспечили ему беспрепятственное воздушное пространство, он сел благополучно. При необходимости взлетно-посадочную полосу нужно запенить во избежание искры. Все это большая работа. Если диспетчер невовремя или неправильно донесет информацию, это очень сильно может повлиять на исход посадки, — подчеркнул авиадиспетчер.

Как заявил заместитель генерального директора «Казаэронавигации» Ардак Утепов, гражданская авиация сейчас находится в стадии активного развития.

По данным Министерства транспорта РК в 2023 году аэропортами было обслужено 26,1 млн пассажиров, что на 23,8% больше по отношению к 2022 году. Количество перевезенных пассажиров составило 13,1 млн пассажиров с приростом 20,9% по сравнению с предыдущим годом. В течении 2023 года в воздушном пространстве Республики Казахстан, было обслужено 415,497 полетов, это больше на 5,015 полетов, чем за 2022 год.

Авиадиспетчерская в столичном аэропорту

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

— В целях обеспечения безопасности воздушного движения, повышения качества предоставляемых аэронавигационных услуг и увеличения транзитного потенциала проводится замена выработавшего свой ресурс оборудования (локаторы, системы посадки, средства связи), а также модернизация и внедрение новых систем, отвечающих требованиям ИКАО, — рассказал заместитель гендиректора «Казаэронавигации». – В 2020 году в сжатые сроки в течении двух лет в рамках строительства нового аэропорта в Туркестане «Казаэронавигация» произвела оснащение данного аэропорта аэронавигационным и метеорологическим оборудованием, включая строительство новой диспетчерской вышки.

Диспетчерская вышка

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

Помимо этого, успешно завершен проект по разработке и внедрению системы совместного принятия решений в области гражданской авиации Казахстана. Информационная система направлена на объединение всех ключевых участников отрасли в единую информационную среду (государственные органы, госавиация СВО ВС РК, аэропорты и авиакомпании).

— На этапе завершения находятся два крупных проекта: «Резервная система управления воздушным движением Республики Казахстан» и «Модернизация аэронавигационной телекоммуникационной сети для передачи информации ATN». Также в среднесрочной перспективе планируется начать масштабный проект по модернизации основной автоматизированной системы управления воздушным движением SkyLine до уровня SkyLine-X. Кроме того, ведется работа по строительству новых диспетчерских вышек, в связи с тем, что действующие вышки были построены более 35 лет назад. В прошлом году завершилось строительство новой вышки в усть-каменогорском аэропорту, в этом году планируем завершить строительство в Таразе и Семее, а также до 2028 года планируется построить в городах Караганда, Павлодар, Уральск, Актобе, Кызылорда, Талдыкорган, Кокшетау и Шымкент, — рассказал А. Утепов.

заместитель генерального директора «Казаэронавигации» Ардак Утепов

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

Также, по его словам, ведутся работы по развитию аэродромов для местных воздушных линий (Урджар, Учарал, Талдыкорган и Зайсан). Это необходимо для обеспечения доступа населения удаленных населенных пунктов, решения экстренных потребностей и в целом будет способствовать развитию малой авиации в Казахстане.

Здание «Казаэронавигация»

Фото: Виктор Федюнин / Kazinform

— Помимо этого человеческий капитал для нас является стратегическими инвестициями в развитии компании. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы каждый член нашей команды был лучшим в своей области. Для работников на постоянной основе проводятся курсы по улучшению и поддержке уровня профессиональной подготовки. Также в декабре 2022 года мы при поддержке Комитета гражданской авиации произвели повышение заработной платы производственного персонала, включая диспетчеров и специалистов службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи на 25-30%. В январе текущего года повысили заработную плату сотрудникам, в том числе работающим в регионах до 70%, — перечислил А. Утепов.

К тому же, как рассказал спикер, интересы сотрудников находятся под защитой отраслевого Профсоюза, который в свою очередь предоставляет квоты на санаторно-курортное лечение, обеспечивает возможность отдыха в детских оздоровительных лагерях и оказывает материальную помощь, когда вопрос касается здоровья, а также предоставляет широкий спектр дополнительных льгот и поддержки. 

Продолжай читать

«Как последний гвоздь в крышку гроба Арала»: эксперт призвал не допустить строительство Кош-Тепы

Пожизненный контроль за педофилами могут ввести в Казахстане

Разжиганием розни назвал замглавы МВД попытки «присоединить» Костанай к России

ТОП посты

Презентован Проект первой шахматной академии международного класса в Казахстане

24 апреля, 20244 480 просмотра

Увеличить зарплаты предложили в РК

24 апреля, 20244 410 просмотра

«Мисс Мира-2024» проходит в Индии: фото самых красивых участниц из разных стран

8 марта, 20244 147 просмотра

В Казахстане количество суицидов среди лиц младше 16 лет по-прежнему остается на высоком уровне — психолог школы детской безопасности Senim

26 апреля, 20243 600 просмотра

Туши более тысячи сайгаков обнаружили в водохранилище ЗКО

15 апреля, 20243 087 просмотра

Тенгизшевройл загрязняет окружающую среду

19 марта, 20242 799 просмотра

Профсоюз Греции призывает к общенациональной забастовке, требуя повышения зарплат

21 мая, 20242 702 просмотра

RENOVATION и REPOINT презентовали уникальный проект шахматной академии в Казахстане

26 апреля, 20242 694 просмотра

Запасы скоро закончатся, будет катастрофа: что не так с геологией в Казахстане

29 февраля, 20242 692 просмотра

Тема буллинга среди казахстанских детей рискует перерасти в национальную проблему, считают эксперты

22 мая, 20242 070 просмотра

Казахстанский список Forbes обновили: в него вошли Айжан Есім, Иван Сауэр и Дулат Кожамжаров

6 мая, 20242 056 просмотра

Между Казахстаном и Германией налажены прочные дружеские отношения — Касым-Жомарт Токаев

16 сентября, 20242 002 просмотра

Будут ли построены вовремя «Комфортные школы» в Казахстане. Судьба некоторых под вопросом

22 апреля, 20241 980 просмотра

24-часовой визит Илона Маска в Китай: Tesla прошла оценку безопасности данных

5 мая, 20241 878 просмотра

Важность доверия к НПО: Почему прозрачность имеет значение

22 августа, 20241 687 просмотра

В Астане прошел Форум стейкхолдеров «Перспективы развития атомной энергетики в Казахстане»

28 мая, 20241 680 просмотра

Astana Half Marathon пройдет 16 июня в столице

20 мая, 20241 663 просмотра

В селе Маралды, не смотря на протесты жителей, продолжается строительство золотодобывабщего завода, который, по словам жителей, отравляет грунтовые воды. Жители обратились к Партии зеленых «Байтак»

18 апреля, 20241 651 просмотра

Куда можно пожаловаться на качество медуслуг в Казахстане

4 июня, 20241 640 просмотра

Около 10% проб с открытых водоемов РК не соответствуют санитарным нормам – анализ

26 мая, 20241 626 просмотра

Где живут студенты Алматы?

6 марта, 20241 620 просмотра

Социсследование показало, сколько казахстанцев поддерживают строительство АЭС

22 августа, 20241 607 просмотра

В Казахстане ограничат сроки спортивной охоты на сайгаков

29 июля, 20241 603 просмотра

Я не прошел тест Всевышнего: Бишимбаев выступает с последним словом

6 мая, 20241 549 просмотра

В ЦИК утвердили календарный план референдума по АЭС

4 сентября, 20241 506 просмотра

В Павлодарской области принято решение о приостановке учебного процесса во всех школьных учреждениях.

8 ноября, 20241 455 просмотра

Клубный чемпионат мира по шахматам проведут в Астане

23 июля, 20241 408 просмотра

Международный центр по облесению осушенного дна Арала предложили создать на совещании ШОС

22 мая, 20241 368 просмотра

«Таза қала» — новый проект ТРК Президента

3 июня, 20241 306 просмотра

Как решить проблему с наводнениями в городах — немецкие ученые совместно с NU предложили экологичные решения

5 августа, 20241 300 просмотра

Секс-рабыни в «элитных» банях Астаны: задержана банда сводников из 17 человек

29 мая, 20241 259 просмотра

Европарламент обнародовал первые результаты общеевропейских выборов

10 июня, 20241 208 просмотра

В Португалии стартовало досрочное голосование на евровыборах

2 июня, 20241 201 просмотра

«Такого в истории города еще не было» — о чем мечтает 8-летний чемпион по шахматам из Костаная

19 мая, 20241 194 просмотра

Куандыка Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы

13 мая, 20241 187 просмотра
Новости

«Как последний гвоздь в крышку гроба Арала»: эксперт призвал не допустить строительство Кош-Тепы

Новости 15 мая, 2025

Строительство канала Кош-Тепа в Афганистане приведет к сокращению объемов воды, поступающих в Казахстан по Сырдарье,…

Пожизненный контроль за педофилами могут ввести в Казахстане

15 мая, 2025

Разжиганием розни назвал замглавы МВД попытки «присоединить» Костанай к России

15 мая, 2025

Адмответственность за размещение противоправного контента введут в Казахстане

15 мая, 2025

Сару Назарбаеву «похоронили» и «воскресили» в соцсетях

14 мая, 2025

Штраф или тюремный срок до 7 лет грозит похитителям невест в Казахстане

14 мая, 2025

Недавно принятый закон о самокатах будут ужесточать

14 мая, 2025

В Минсельхозе объяснили разницу между премиум и социальным картофелем

13 мая, 2025

Минсельхоз прислушался к Дариге Назарбаевой и начал производство конопли?

13 мая, 2025

Экс-главу «Астана LRT» Талгата Ардана задержали в Турции спустя 6 лет

13 мая, 2025

Засуха накроет половину Казахстана: глава Минэкологии озвучил прогноз на лето

13 мая, 2025

Арабы вложатся в развитие аэропорта «Нурсултан Назарбаев» в Астане

12 мая, 2025

Придется ли казахстанцам ездить на третьей полке поездов — ответ главы Минтранса

12 мая, 2025

В партии BAYTAQ произошли кадровые изменения

8 мая, 2025

Студенток учили кланяться мужчинам? Глава Миннауки высказался о скандале КазНПУ

8 мая, 2025

Тыловика не пустили на парад в Астане: Кожаев встал на защиту полицейских

8 мая, 2025

Конфликт Индии и Пакистана: будут ли эвакуировать граждан Казахстана?

8 мая, 2025

Россия отвечает за безопасность Токаева на параде в Москве — МИД Казахстана

8 мая, 2025

«Не жирные»: в КМГ оправдали 705 млн тенге премий руководству нацкомпании

6 мая, 2025

Руководство КазМунайГаза отрицают «пророссийскую» позицию в нацкомпании

5 мая, 2025
Присоединиться
  • Facebook
  • Instagram
  • YouTube
  • Telegram
  • WhatsApp
  • TikTok
Свидетельство постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ92VPY00088583 Дата выдачи 01.03.2024
Свидетельство постановке на учет информационного агентства № KZ59VPY00114494 Дата выдачи 11.03.2025
Полезные ссылки
  • Қазақ тілі
  • О нас
  • Контакты
  • Қазақ тілі
  • О нас
  • Контакты
Карта сайта
  • Главная
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Экономика
  • Политика
  • Ходят слухи
  • Экология
  • Главная
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Экономика
  • Политика
  • Ходят слухи
  • Экология
Социальные сети
Facebook Instagram TikTok Telegram YouTube

Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.