15 марта 2024 года в 12.30 часов по адресу г. Астана, пр. Сарыарка, 4 Radisson Hotel Astana, конференц-зал «Алматы», Координационным советом Альянса предпринимателей «Парасат» была проведена пресс-конференция по вопросам строительства Нового Справедливого Казахстана, построению экономики, основанной на балансе интересов и благополучие граждан а также по созданию прочного промышленного каркаса и удвоению ВВП к 2029 году:
Изменения подходов взаимодействия государства с бизнесом «Бизнес-сообщество как партнер государства в осуществлении президентских целеполаганий»
Президент на встрече с бизнесом 12 сентября 2023 года отдельно остановился на вопросах деятельности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», которая должна стать ключевым каналом эффективного диалога между бизнесом и государством.
«Требуется дальнейшая трансформация Палаты, повышение качества корпоративного управления ею. Палата должна полноценно выражать консолидированное мнение предпринимателей, стать одной из основных движущих сил социально-экономических реформ» – отметил Глава государства.
Действительно, Национальная палата, играющая важную роль в экономике и в системе государственного устройства, в последнее время, все более теряет свое значение и собственное лицо. Виной чему не только слабость руководства, но и изначально заложенное в ее создание концептуальное противоречие.
НПП «Атамекен» одновременно является и органом госуправления, — проводником государственной воли по обязательному членству и взносам, и представителем предпринимательского сообщества собирая с бизнеса в виде членских взносов около 8-10 млрд.тенге ежегодно.
В результате Национальная палата с самого начала старалась увеличивать как свой аппаратный вес в качестве «министерства предпринимательства», так и пытаться оппонировать правительству со стороны бизнеса. Пока Президиум возглавлял родственник президента, а Правление функционер высокого класса, роль Национальной палаты была вполне весомой. Хотя даже и в те времена внутренне противоречивой, поскольку отраслевые министерства, в любом случае, напрямую взаимодействуют с бизнес-субъектами и их ассоциациями, а те – с министерствами и правительством, в целом. В результате, Национальной палате ничего не остается, как, оставаясь с обеих сторон, все время балансировать между сторонами.
Ныне идея совмещения постов председателя Президиума и Правления, якобы для усиления деятельности, сработала ровно обратным образом: недостаток у единоначального руководителя как политического веса, так и авторитета в бизнесе, в итоге, привело к утрате Национальной палатой своего места, влияния и перспективы.
Предложения по трансформации.
Усилить руководство Национальной палаты путем избрания на пост председателя Президиума представителя наиболее важной и перспективной отрасли, развитие которой целиком лежит в русле целеполаганий президента по созданию прочного промышленного каркаса, обеспечению экономической самодостаточности и удвоению ВВП.
Усилить состав Президиума и Правления деятелями, уже имеющими опыт работы в Национальной палате и отраслевых объединений, разделяющими президентские целеполагания и новую модель взаимодействия государства и бизнеса.
Состав Президиума и Правления в целях повышения эффективности существенно сократить.
НПП «Атамекен» должна стать равноправным партнером государства – представителем бизнес-сообщества в разработке и проведении экономической политики.
В связи с этим в Законе «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» предлагаются следующие изменения.
Обязательное членство и установление со стороны государства каких-либо требований по членским взносам отменить.
Взаимодействие Национальной палаты с Правительством переводится на договорную основу. Договор строится на выполнении Национальной палатой выдаваемого правительством государственного заказа на представление прав и интересов предпринимательского сообщества по всему спектру законотворческой и исполнительной деятельности, затрагивающей интересы бизнеса:
-в тарифной политике
-процедура внесения в парламент законопроектов дополняется получением по ним заключений/рекомендаций Национальной палаты, по вопросам затрагивающим интересы бизнеса.
-национальная палата получает и исполняет государственный заказ на разработку концепций и рекомендаций по государственной бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной и промышленной политике. Принятие бюджета, внесение изменений в Налоговый кодекс производится при наличии соответствующих заключений/рекомендаций Национальной палаты.
-палата представляет сторону Поставщика в процессе закупок государственного и квазигосударственного сектора.
-палата по полученным в Договоре полномочиям осуществляет государственную регистрацию субъектов предпринимательства с последующим перенесением данных в общую базу. В таком же порядке Палата осуществляет предусмотренные законодательством лицензирование и сертификацию.
-налоговые и иные проверки субъектов бизнеса проводятся с обязательным участием представителя Палаты. При выявлении нарушений или злоупотреблений Палата выступает соответчиком первой очереди.
Помимо закона о Национальной палате, изменения вносятся в закон о ГЧП, Предпринимательский кодекс и о правовых актах.
В первую очередь, необходимо переустройство деятельности Президиума, самого Правления и исполнительных департаментов, вытекающее из нового функционала. В частности, усилить кадровые и профессиональные возможности в части стратегического анализа экономики Казахстана, анализа существующих цепочек добавленной стоимости, выработки общей экономической политики.
В этой связи целесообразно создание Бюро стратегического анализа и разработок, а также Бюро цепочек добавочной стоимости при Президиуме НПП. Прямое подчинение Президиуму позволит не загружать Бюро текущими поручениями, а сосредоточиться на стратегических вопросах, что позволит Президиуму получать независимую от исполнительных органов оценку внутреннего организационного развития НПП и непосредственно координировать выработку видения НПП экономической политики.
Кроме того, существует необходимость устранения правовых коллизий и установления баланса между Президиумом и Правлением.
Такие органы как Президиум и Правление, Комитеты и Департаменты, определяющие позицию и политику НПП, должны формироваться непосредственно из числа предпринимателей, а не из государственных служащих либо депутатов Парламента. Совмещение должностей Председателя Президиума и Правления запрещается.
Количество членов Президиума необходимо сократить до 10 человек.
Усилить политическую и функциональную роль Комитетов Президиума, как его постоянно действующих органов. Комитеты должны возглавляться действующими предпринимателями и иметь возможность формирования собственного видения отраслевой и иной политики на равных условиях с Правлением.
Очень важными остаются вопросы социального партнерства и регулирования трудовых отношений в РК
Разнообразие и сложность существующих в рыночной экономике форм трудовых отношений требуют дальнейшего совершенствование трудового законодательства на основе системного анализа практики его применения и учета международного опыта в данной сфере.
Приоритетным направлением является совершенствование мирных способов урегулирования разногласий за столом переговоров.
В настоящее время в республике на республиканском, отраслевом, региональном уровнях и на уровне организации социальное партнерство носит, в основном, формальный характер, демонстрируя неэффективность.
Роль Правительства состоит в развитии реальных механизмов коллективно-договорного регулирования, поощрении деятельности объединений работодателей и профсоюзов, создании лучших правовых возможностей для заключения соглашений и коллективных договоров и более полном учете в них интересов различных групп работников и работодателей. Социальное партнерство необходимо рассматривать как институт согласования интересов государства, работодателей и наемных работников на республиканском, отраслевом, региональном уровнях и на уровне организации.
Для работодателей социальное партнерство – это уникальная возможность выстроить взаимовыгодные конструктивные взаимоотношения с государством, а государству – решать на системном уровне социальные задачи, обеспечивая повышение реальных доходов населения и социальную стабильность в регионах и трудовых коллективах. На сегодняшний день эта модель является единственно возможной траекторией достижения социальной справедливости на основе принципа win-win. Необходимо отражение всех данных предложений в разрабатываемом НПР до 2029 года.
Координационный совет Альянса Предпринимателей «Парасат»
-обращается в адрес Премьер Министра Республики Казахстан Бектенова Олжаса Абаевича о включение вышеуказанных предложений в разрабатываемый Национальный план развития до 2029 года.
-обращается в адрес Председателя Сената Парламента Ашимбаева Маулен Сагатхановича а так же в адрес Председателя Мажилиса Парламента Кошанова Ерлан Жакановичу о рассмотрение данных вопросов на совместном заседание Палат Парламента.